При эксплуатации автомобиля на линии водитель отвечает за соблюдение правил техники безопасности всеми лицами, связанными с работой на нем.
Если при выполнении транспортной работы создаются условия, не соответствующие требованиям техники безопасности, водитель обязан прекратить работу, сообщить об этом администрации автотранспортного предприятия и без разрешения не возобновлять ее.
Выезжать на линию водитель имеет право только на исправном автомобиле; перевозка людей в кузове автомобиля допускается с разрешения администрации и только тех, кто связан с выполнением транспортной работы. Неисправный автомобиль нужно буксировать при помощи стального троса или металлической штанги с обязательным соблюдением требований «Правил дорожного движения». Неукомплектованные автомобили всех марок и типов не допускаются к эксплуатации.
К техническому состоянию автомобилей, обеспечивающему безопасную работу водителей и выполнение правил технической эксплуатации, Предъявляются следующие требования:
- целость ветровых и боковых стекол кабины, хорошая видимость через них; плавное поднятие и опускание стекол дверей стеклоподъемниками;
- надежная работа стеклоочистителей ветрового стекла; исправность сиденья водителя и пола кабины; герметичность выпускной трубы, обеспечивающая отсутствие вредных газов в кабине;
- исправность вентиляционных устройств, обеспечивающих отвод газов и исключение попадания их в подкапотное пространство и кабину водителя;
- надежность замков дверей кабины и запорных устройств бортов кузова, чтобы исключить произвольное открывание их;
- отсутствие течи воды, масла и топлива в двигателе, системе питания, охлаждения и отопления;
- исправность прорези храповика коленчатого вала.
Рулевое управление должно обеспечивать легкость и надежность управления автомобилем на всех скоростях движения и в любых дорожных условиях; рулевой вал должен свободно вращаться и не иметь люфт более допустимого. Не допускается к эксплуатации транспортное средство, имеющее неисправности, которые угрожают безопасности движения. Тормозная система считается исправной и отвечает требованиям безопасности, если она обеспечивает остановку автомобиля или автопоезда в соответствии с «Правилами дорожного движения» и одновременность начала торможения всех колес.
Шины допускаются к эксплуатации при отсутствии сквозных прорывов и трещин, износ протектора должен быть не более допустимого, а давление воздуха в шинах соответствует норме. Не разрешается эксплуатировать шины, не соответствующие размеру дисков колес. Диски, имеющие повреждения, погнутость и выработку отверстий под шпильки, не допускаются к эксплуатации. Замковые кольца должны надежно удерживаться в канавках.
Требования к электрооборудованию заключаются в надежном обеспечении работы всех приборов этой системы и особенно освещения и сигнализации. Не допускается искрение в проводах и клеммах. С неисправным освещением (дальний и ближний свет, подфарники), стоп-сигналом, задними фонарями транспортные средства не допускаются к эксплуатации. Устройства, выступающие по ширине более 500 мм за края крыльев, необходимо оборудовать дополнительным освещением по бокам, спереди и сзади. На каждом автомобиле независимо от его типа и назначения обязательно нужно установить зеркало заднего вида.
Платформа грузового автомобиля и прицепа не должна иметь поломанных брусьев и досок. Прицеп присоединяется к автомобилю жестким дышлом и сцепным устройством, дающим возможность свободно поворачиваться дышлу на сцепном устройстве. В автопоезде должны быть дополнительная цепь или трос, исключающие отрыв прицепа. Автомобили и прицепы, используемые для перевозки длинномерных грузов, оборудуют поворотными кругами.
Поворотный круг прицепа имеет устройство, закрепляющее круг при движении без груза.
Автомобиль-цистерна, перевозящий горючие жидкости, должен иметь не менее двух густопенных огнетушителей, металлические цепочки для заземления, приспособления для крепления шлангов в нерабочем состоянии. Выпускная труба выводится вперед справа по ходу с наклоном выпускного отверстия вниз. Люки и краны должны быть исправны и не иметь подтеканий.