Наряду с организацией перевозок, значительное влияние на успешное решение задач, стоящих перед автомобильным транспортом в вопросе увеличения объема перевозок, снижения себестоимости и повышения производительности труда принадлежит совершенствованию технической эксплуатации, позволяющей добиваться высокой эксплуатационной надежности и снижения затрат на содержание автомобилей и прицепов, своевременного и качественного технического обслуживания.
Высокая культура и качество технического обслуживания при низкой себестоимости на передовых автопредприятиях достигается применением современных технических средств при обслуживании, внедрения диагностики и передовой технологии.
Основными объективными показателями качества технического обслуживания и ремонта являются! своевременный выезд на линию технически исправных автомобилей; отсутствие остановок на линии по технической неисправности; отсутствие преждевременных возвратов автомобилей с линии из-за поломок и неисправностей.
Применение на автотранспортном предприятии АСУ (автоматизированной системы управления) дает возможность быстро найти ключевые участки, мешающие планомерно и эффективной работе подвижного состава.
На основе полученной от АСУ информации можно незамедлительно определить меры по устранению недостатков.
Перевозка грузов производится в соответствии с планом, составленным на основании заключенных договоров с заинтересованными организациями. В процессе перевозок участвует грузоотправитель, транспортное предприятие и грузополучатель.
Перевозка грузов может быть децентрализованной и централизованной. При децентрализованных перевозках транспортные средства заказывает грузополучатель, на которого возлагается обязанность получения груза, погрузка, экспедирование и разгрузка груза. Обязанности транспортного предприятия в этом случае заключаются в выделении необходимого количества транспортных средств.
При децентрализованных перевозках распыливаются транспортные средства, слабо внедряется механизация погрузочно-разгрузочных работ, увеличивается простой автомобилей и количество людей, привлекаемых к обработке и транспортированию грузов. С целью повышения эффективности использования подвижного состава создаются комплексные бригады, подрядные бригады и др.
Комплексные бригады имеют, кроме подвижного состава, средства механизации погрузочно-разгрузочных работ. Такая бригада может организовать свою работу ритмично, по графику, добиваясь максимальной эффективности и качества работы. Широкое распространение получило движение работы по методу бригадного подряда, при котором обеспечивается эффективное и качественное выполнение перевозок грузов для заказчика. В такой бригаде заработок водителя зависит не только от своей работы, но и от работы других членов бригады. Поскольку заработок ставится в зависимость от общего результата и весь фонд зарплаты находится в распоряжении бригады, каждый водитель заинтересован в том, чтобы объем перевозок был выполнен при меньшем количестве автомобилей, т. е. чтобы каждый автомобиль и прицеп был использован с максимальной эффективностью при высоком качестве работы.
Одним из эффективных методов использования подвижного состава являются централизованные перевозки. При этом методе перевозка определенного вида массового груза осуществляется одним или несколькими специализированными транспортными автопредприятиями.
Погрузка грузов в этом случае осуществляется грузоотправителем, экспедирование груза возлагается на транспортное предприятие, а разгрузка его производится грузополучателем. При централизованных перевозках создаются условия для ритмичности работы и широкой механизации погрузочно-разгрузочных работ, уменьшаются простои подвижного состава, сокращаются порожние пробеги, создаются условия определения наилучшего маршрута.
Пассажирские перевозки выполняются автобусами, таксомоторами и автомобилями служебного пользования.
Работа пассажирского транспорта должна быть организована так, чтобы максимально удовлетворить потребности населения в автомобильных перевозках.
В крупных населенных пунктах для координации управления пассажирским автотранспортом создаются специализированные управления.
Координация работы различных видов пассажирского транспорта (автомобильного, трамвайного и троллейбусного) осуществляется местными Советами депутатов трудящихся.
От качества работы пассажирского транспорта и культуры обслуживания пассажиров в значительной степени зависит их настроение и работоспособность. Чтобы эффективнее использовать имеющиеся пассажирские транспортные средства необходимо тщательно изучать пассажиро-потоки и точно рассчитывать количество транспортных средств на маршруте. Большую помощь в решении этих вопросов приносит применение АСУ. Значительная роль в обеспечении ритмичности и бесперебойности в перевозках пассажиров принадлежит самим водителям.
Точное выдерживание графиков движения, своевременный выезд на линию, содержание автомобилей и автобусов в технически исправном состоянии создают предпосылки хорошего обслуживания пассажиров и выполнения производственных планов.
Коммунистическая партия и правительство большое внимание уделяют качеству обслуживания населения; в этом свете возрастают требования к культуре обслуживания пассажиров. Водители пассажирского транспорта должны отличаться высоким профессионализмом, личной культурой, знанием культурной жизни города, умением соблюдать нормы советского этикета, поддерживать авторитет коллектива АТП и быть выдержанными. Особенно внимательным водитель должен быть при перевозке больных, инвалидов, детей. Водитель должен отличаться высокой ответственностью перед пассажирами, стремлением к удовлетворению их запросов и созданием условий комфорта при перевозках.