Эффективность общественного производства в значительной степени зависит от бережливости и хозяйственного отношения к ценностям.
Всемерный режим экономии — дело всех тружеников народного хозяйства. В современных условиях особую силу приобретает ленинская мысль о том, что коммунизм начинается с повседневной работы трудящихся о каждом пуде металла и зерна, об увеличении производительности труда.
В условиях работы автомобильного транспорта имеются большие возможности снижения себестоимости перевозок на основе экономии топлива, смазочных веществ, бережного отношения к подвижному составу. Большую роль в интенсификации перевозок имеет более полное использование пробега, грузоподъемности и выбор маршрутов.
Хозяйственный расчет представляет собой такую организационную систему ведения социалистического хозяйства, при которой в большой степени повышается заинтересованность и ответственность рабочих и руководителей, как всего предприятия, так и отдельных хозрасчетных цехов, в повышении эффективности и качества работы.
Предприятие при хозрасчете обеспечивается производственными фондами и средствами, которые не только должны быть возмещены за счет реализации продукции, но и принести прибыль. Хозрасчетное предприятие имеет свой счет в банке, может заключать договора с клиентурой и производить с ними расчеты. Отдельные подразделения (цеха, колонны, бригады) предприятия могут переводиться на внутренний хозрасчет. При внутреннем хозрасчете подразделению устанавливают задания по выпуску продукции (перевозкам) и по затратам на основные элементы производства.
Благодаря необходимости учитывать и соизмерять доходы и расходы каждый работник заботится о производительности труда и снижении себестоимости.
Рентабельность предприятия характеризуется прибылью, которая приходится на единицу (рубль) производственных фондов. Рентабельность зависит от многих показателей, таких как выполнение плана перевозок, экономность в расходовании материальных и трудовых ресурсов, изменение фондов предприятия.
Повышение рентабельности предприятия достигается за счет:
Снижения себестоимости перевозок за счет повышения производительности труда, экономии расходования эксплуатационных материалов, снижения непроизводительных затрат;
Увеличения объема перевозок.
Увеличения использования подвижного состава, машин, станков, производственных площадей и других производственных основных фондов;
Ускорения оборачиваемости материалов, запасных частей, оборотных агрегатов, шин, быстроизнашиваемых предметов и других нормируемых оборотных средств,
Улучшения уровня работы предприятия за счет организационно-технических мероприятий.
Себестоимостью продукции в автотранспортном предприятии называются затраты, приходящиеся на единицу транспортной работы.
В АТП расходы делятся на переменные и постоянные. К переменным относятся расходы на движение автомобиля и исчисляемые на км общего пробега. Они состоят из расходов на амортизацию транспортных средств, горючее и смазочные материалы, ремонт и восстановление шин, техническое обслуживание и ремонт автомобилей и прицепов.
К постоянным относятся расходы на одном автомобиле (час работы автомобиля) и состоят из накладных расходов и условно заработной платы водителя. Накладные расходы состоят из затрат на содержание зданий и оборудования, заработной платы административно-хозяйственного персонала, канцелярских расходов, оплаты налогов и сборов и др.
Определяется себестоимость автомобильных перевозок путем деления общей суммы расходов, связанных с выполнением перевозок за определенный промежуток времени на объем транспортной работы, выполненной за этот же период. В зависимости от характера перевозок в пассажирских АТП объем перевозок определяется в пассажиро-километрах, а в грузовых АТП — в тонно-километрах. При почасовой работе расчет производят в автомобиле-часах, а для таксомоторов из расчета одного платного километра пробега.
Снижение себестоимости перевозок является главной статьей образования прибыли и водитель должен добиваться этого снижения применением прицепов и полуприцепов, повышением коэффициента использования пробега и грузоподъемности, сокращением времени простоев, экономией эксплуатационных материалов и шин, улучшением качества обслуживания и ремонта.