Сила сцепления с дорогой

Сила сцепления с дорогой зависит от массы авто­мобиля, приходящейся на ведущие колеса и коэффициента сцепления.

Для определения влияния состояния дороги на силу сцепления служит коэффициент сцепления, который определяют делением зна­чения силы сцепления ведущих колес автомобиля на массу автомо­биля, приходящуюся на эти колеса.

Коэффициент сцепления зависит от рисунка про­тектора и степени его износа, давления в шинах, скорости движения, вида покрытия дороги и от его состояния (наличия влаги, грязи, сне­га, льда); величина его приведена в табл. 11.

Шина с универсальным рисунком протектора имеет больший ко­эффициент сцепления в сравнении с протектором шин для автомоби­лей повышенной проходимости. Изношенный протектор имеет пони­женный коэффициент сцепления. Наивысший коэффициент сцепления имеет шина с давлением воздуха в ней, рекомендованным заводом-из­готовителем.

рис. 197. схема сил, действующих на автомобиль

Рис. 197. Схема сил, действующих на автомобиль

На дорогах с асфальтобетонным покрытием, когда на поверхности имеется влажная грязь и пыль, коэффициент сцепления резко умень­шается из-за образовавшейся пленки. На дорогах с асфальтобетон­ным покрытием в жаркую погоду на поверхности появляется масля­нистая пленка из выступающего битума, снижающая коэффициент сцепления. Как видно из табл. И, коэффициент сцепления в зави­симости от состояния дороги может уменьшаться в 10 раз. На сухой асфальтобетонной дороге он равен 0,8, а на скользкой дороге сни­жается до 0,08.

Таблица  11

 

Коэффициент сцепления

Покрытие дороги

На сухой поверхности

А мокрой

 

 

Поверхности

Асфальтобетонное

0,70—0,80

0,30—0,40

Щебеночное

0,60—0,70

0,30—0,40

Булыжное

0,50—0,60

0,30—0,35

Грунтовые дороги

0,50—0,60

0,30—0,40

Глина

0,50—0,60

0,20—0,40

Уплотненный снег

0,20—0,30

___

Обледенелая дорога

0,08—0,10

 

Коэффициент сцепления колес с дорогой уменьшается при увели­чении скорости движения. Так, при возрастании скорости движения на сухой дороге с асфальтобетонным покрытием с 30 до 60 км/ч коэф­фициент сцепления уменьшается на 0,15. Управляя автомобилем в ус­ловиях, когда коэффициент сцепления невелик, водитель должен сни­зить скорость так, чтобы он мог своевременно остановить автомобиль

В случае возникновения опасности. Чем больше коэффициент сцепле­ния, тем более интенсивно можно производить разгон автомобиля и его торможение.

Автомобиль может двигаться по дороге с равномерной и неравно­мерной (с разгоном или торможением) скоростью. При равномерной скорости автомобиль за каждую единицу времени проходит одинако­вое  расстояние.


create a website http://www.SaitVizitka123.ru