Сила сцепления с дорогой зависит от массы автомобиля

Движение автомобиля возможно только при условии, что его коле­са будут иметь достаточное сцепление с поверхностью дороги.

Если сила сцепления будет недостаточной (меньше величины силы тяги в а ведущих колесах), то колеса пробуксовывают.

Сила сцепления с дорогой зависит от массы авто­мобиля, приходящейся на ведущие колеса и коэффициента сцепления.

Для определения влияния состояния дороги на силу сцепления служит коэффициент сцепления, который определяют делением зна­чения силы сцепления ведущих колес автомобиля на массу автомобиля, приходящуюся на эти колеса.

Коэффициент сцепления зависит от рисунка про­тектора и степени его износа, давления в шинах, скорости движения, вида покрытия дороги и от его состояния (наличия влаги, грязи, сне­га, льда); величина его приведена в табл. 11.

Шина с универсальным рисунком протектора имеет больший ко­эффициент сцепления в сравнении с протектором шин для автомоби­лей повышенной проходимости. Изношенный протектор имеет пони­женный коэффициент сцепления. Наивысший коэффициент сцепления имеет шина с давлением воздуха в ней, рекомендованным заводом-из­готовителем.

рис. 197. схема сил, действующих на автомобиль

Рис. 197. Схема сил, действующих на автомобиль

На дорогах с асфальтобетонным покрытием, когда на поверхности имеется влажная грязь и пыль, коэффициент сцепления резко умень­шается из-за образовавшейся пленки. На дорогах с асфальтобетон­ным покрытием в жаркую погоду на поверхности появляется масля­нистая пленка из выступающего битума, снижающая коэффициент сцепления. Как видно из табл. И, коэффициент сцепления в зави­симости от состояния дороги может уменьшаться в 10 раз. На сухой асфальтобетонной дороге он равен 0,8, а на скользкой дороге сни­жается до 0,08.

Таблица  11

 

Коэффициент сцепления

Покрытие дороги

На сухой поверхности

На мокрой

 

 

Поверхности

Асфальтобетонное

0,70—0,80

0,30—0,40

Щебеночное

0,60—0,70

0,30—0,40

Булыжное

0,50—0,60

0,30—0,35

Грунтовые дороги

0,50—0,60

0,30—0,40

Глина

0,50—0,60

0,20—0,40

Уплотненный снег

0,20—0,30

___

Обледенелая дорога

0,08—0,10

 

Коэффициент сцепления колес с дорогой уменьшается при увели­чении скорости движения. Так, при возрастании скорости движения на сухой дороге с асфальтобетонным покрытием с 30 до 60 км/ч коэф­фициент сцепления уменьшается на 0,15. Управляя автомобилем в ус­ловиях, когда коэффициент сцепления невелик, водитель должен сни­зить скорость так, чтобы он мог своевременно остановить автомобиль в случае возникновения опасности. Чем больше коэффициент сцепле­ния, тем более интенсивно можно производить разгон автомобиля и его торможение.


create a website http://www.SaitVizitka123.ru