Движение автомобиля возможно только при условии, что его колеса будут иметь достаточное сцепление с поверхностью дороги.
Если сила сцепления будет недостаточной (меньше величины силы тяги в а ведущих колесах), то колеса пробуксовывают.
Сила сцепления с дорогой зависит от массы автомобиля, приходящейся на ведущие колеса и коэффициента сцепления.
Для определения влияния состояния дороги на силу сцепления служит коэффициент сцепления, который определяют делением значения силы сцепления ведущих колес автомобиля на массу автомобиля, приходящуюся на эти колеса.
Коэффициент сцепления зависит от рисунка протектора и степени его износа, давления в шинах, скорости движения, вида покрытия дороги и от его состояния (наличия влаги, грязи, снега, льда); величина его приведена в табл. 11.
Шина с универсальным рисунком протектора имеет больший коэффициент сцепления в сравнении с протектором шин для автомобилей повышенной проходимости. Изношенный протектор имеет пониженный коэффициент сцепления. Наивысший коэффициент сцепления имеет шина с давлением воздуха в ней, рекомендованным заводом-изготовителем.
Рис. 197. Схема сил, действующих на автомобиль
На дорогах с асфальтобетонным покрытием, когда на поверхности имеется влажная грязь и пыль, коэффициент сцепления резко уменьшается из-за образовавшейся пленки. На дорогах с асфальтобетонным покрытием в жаркую погоду на поверхности появляется маслянистая пленка из выступающего битума, снижающая коэффициент сцепления. Как видно из табл. И, коэффициент сцепления в зависимости от состояния дороги может уменьшаться в 10 раз. На сухой асфальтобетонной дороге он равен 0,8, а на скользкой дороге снижается до 0,08.
Таблица 11
|
Коэффициент сцепления |
|
Покрытие дороги |
На сухой поверхности |
На мокрой |
|
|
Поверхности |
Асфальтобетонное |
0,70—0,80 |
0,30—0,40 |
Щебеночное |
0,60—0,70 |
0,30—0,40 |
Булыжное |
0,50—0,60 |
0,30—0,35 |
Грунтовые дороги |
0,50—0,60 |
0,30—0,40 |
Глина |
0,50—0,60 |
0,20—0,40 |
Уплотненный снег |
0,20—0,30 |
___ |
Обледенелая дорога |
0,08—0,10 |
|
Коэффициент сцепления колес с дорогой уменьшается при увеличении скорости движения. Так, при возрастании скорости движения на сухой дороге с асфальтобетонным покрытием с 30 до 60 км/ч коэффициент сцепления уменьшается на 0,15. Управляя автомобилем в условиях, когда коэффициент сцепления невелик, водитель должен снизить скорость так, чтобы он мог своевременно остановить автомобиль в случае возникновения опасности. Чем больше коэффициент сцепления, тем более интенсивно можно производить разгон автомобиля и его торможение.