Во время движения на автомобиль действуют силы

Во время движения на автомобиль действуют силы, величина и на­правление которых оказывают существенное влияние на устойчивость и легкость его управления.

Чтобы при управлении автомобилем не до­пустить опасного воздействия этих сил, которые могут возникнуть при превышении скорости, резком разгоне и торможении, при движе­нии на поворотах, водитель должен знать направление их действия и приблизительную величину.

Силы, действующие на автомобиль, независимо от того, движется он или неподвижен, включают в себя силу тяжести, обусловлен­ную массой автомобиля Эта сила направлена отвесно вниз и прижи­мает колеса автомобиля к дороге. Равнодействующая этой силы раз­мещена в центре тяжести. Центром тяжести называется условная точка, к которой приложена равнодействующая сила тяжести. Рас­пределение массы автомобиля по осям зависит от расположения центра тяжести. Расположение центра тяжести зависит от компоновки узлов и агрегатов автомобиля, от характера груза и его размещения на ав­томобиле. Чем ближе к одной из осей расположен центр тяжести, тем больше будет нагрузка на эту ось. На нагруженных грузовых автомо­билях нагрузка на переднюю ось равна примерно 40, а на заднюю 60%; на груженых соответственно 30 и 70%. На легковых автомобилях на­грузка на оси распределяется примерно поровну.

Большое значение на устойчивость и управляемость автомобиля имеет расположение центра тяжести не только в отношении продоль­ной оси, но и по высоте. Чем выше центр тяжести, тем менее устойчи­вым будет автомобиль. Если автомобиль находится на горизонталь­ной поверхности, то сила тяжести направлена отвесно вниз. На на-кл и поверхности она раскладывается на две силы рис. 196 : одна из них прижимает колеса к поверхности дороги, а другая стремится опрокинуть автомобиль в продольной или поперечной плоскости со­ответственно уклону дороги. Чем выше центр тяжести и чем больше угол наклона автомобиля, тем скорее нарушится устойчивость и ав­томобиль может опрокинуться.

Во время движения, кроме силы тяжести, на автомобиль действу­ют и силы, показанные на рис. 197, на преодоление которых затрачи­вается мощность двигателя.

К ним относятся:

Сила  сопротивления  качению, затрачиваемая на деформирование шины и дороги, на трение шины о дорогу, трение в подшипниках колес и др.;

Эта сила направлена против движения;

 

рис. 197, силы действующие на автомобиль

 

Рис. 197,  Силы действующие на автомобиль

Сила сопротивления подъему, зависящая от массы автомобиля и угла подъема; направлена против движения;

Сила сопротивления воздуха, величина которой зависит от формы (обтекаемости) автомобиля, относительной скорости его движения и плотности воздуха; направлена против движения;

Центробежная сила, возникающая во время движе­ния автомобиля на повороте и направленная по радиусу от центра поворота;

Сила инерции движения, величина которой состоит из силы, необходимой для ускорения массы автомобиля в его поступа­тельном движении, и силы, необходимой для углового ускорения вращающихся частей автомобиля.

При ускорении движения сила инерции направлена против движения, а при замедлении — по ходу движения.


create a website http://www.SaitVizitka123.ru