Во время движения на автомобиль действуют силы, величина и направление которых оказывают существенное влияние на устойчивость и легкость его управления.
Чтобы при управлении автомобилем не допустить опасного воздействия этих сил, которые могут возникнуть при превышении скорости, резком разгоне и торможении, при движении на поворотах, водитель должен знать направление их действия и приблизительную величину.
Силы, действующие на автомобиль, независимо от того, движется он или неподвижен, включают в себя силу тяжести, обусловленную массой автомобиля Эта сила направлена отвесно вниз и прижимает колеса автомобиля к дороге. Равнодействующая этой силы размещена в центре тяжести. Центром тяжести называется условная точка, к которой приложена равнодействующая сила тяжести. Распределение массы автомобиля по осям зависит от расположения центра тяжести. Расположение центра тяжести зависит от компоновки узлов и агрегатов автомобиля, от характера груза и его размещения на автомобиле. Чем ближе к одной из осей расположен центр тяжести, тем больше будет нагрузка на эту ось. На нагруженных грузовых автомобилях нагрузка на переднюю ось равна примерно 40, а на заднюю 60%; на груженых соответственно 30 и 70%. На легковых автомобилях нагрузка на оси распределяется примерно поровну.
Большое значение на устойчивость и управляемость автомобиля имеет расположение центра тяжести не только в отношении продольной оси, но и по высоте. Чем выше центр тяжести, тем менее устойчивым будет автомобиль. Если автомобиль находится на горизонтальной поверхности, то сила тяжести направлена отвесно вниз. На на-кл и поверхности она раскладывается на две силы рис. 196 : одна из них прижимает колеса к поверхности дороги, а другая стремится опрокинуть автомобиль в продольной или поперечной плоскости соответственно уклону дороги. Чем выше центр тяжести и чем больше угол наклона автомобиля, тем скорее нарушится устойчивость и автомобиль может опрокинуться.
Во время движения, кроме силы тяжести, на автомобиль действуют и силы, показанные на рис. 197, на преодоление которых затрачивается мощность двигателя.
К ним относятся:
Сила сопротивления качению, затрачиваемая на деформирование шины и дороги, на трение шины о дорогу, трение в подшипниках колес и др.;
Эта сила направлена против движения;
|
Рис. 197, Силы действующие на автомобиль
Сила сопротивления подъему, зависящая от массы автомобиля и угла подъема; направлена против движения;
Сила сопротивления воздуха, величина которой зависит от формы (обтекаемости) автомобиля, относительной скорости его движения и плотности воздуха; направлена против движения;
Центробежная сила, возникающая во время движения автомобиля на повороте и направленная по радиусу от центра поворота;
Сила инерции движения, величина которой состоит из силы, необходимой для ускорения массы автомобиля в его поступательном движении, и силы, необходимой для углового ускорения вращающихся частей автомобиля.
При ускорении движения сила инерции направлена против движения, а при замедлении — по ходу движения.