Водитель должен хорошо различать цвета. Это необходимо для распознавания сигналов светофора, дорожных знаков и значения световой сигнализации транспортных средств, участвующих в движении.
Не менее важным для водителя является глазомер, т. е. правильное определение расстояния и скорости. Правильное определение ширины проезжей части, расстояния до движущегося впереди и навстречу автомобиля и его скорости приобретается тренировкой и опытом.
Начинающему водителю дорога всегда кажется более узкой, чем она есть в действительности. Водитель, пересаживаясь с легкового автомобиля на грузовой или автобус, не сразу привыкает к габаритным размерам автомобиля, поэтому ему необходимо определенное время, чтобы научиться соизмерять размеры автомобиля. Не менее важным фактором является отработка навыков по определению скорости. По мере увеличения скорости движения работа водителя становится сложнее, так как на восприятие обстановки, оценки ее и выполнение необходимых действий остается меньше времени.
Принятие правильного решения, а с ним и соответствующих действий, зависит от точности определения расстояния и скорости. Наиболее точно определяется расстояние до тех предметов, которые находятся в центральной части поля зрения. Чтобы лучше рассмотреть предмет, находящийся на краю поля зрения, и точнее определить расстояние до него, водитель должен переносить взгляд так, чтобы рассматриваемый предмет оказался в центре поля зрения. Во время управления автомобилем водитель беспрерывно перемещает взгляд с дороги на приборы, зеркало заднего вида, влево, на светофор, дорожные знаки и т. д. На перевод взгляда затрачивается 0,10—0,33 с. За это время автомобиль проходит некоторое расстояние, дорожная обстановка может измениться — появятся препятствия, которые могут остаться не замеченными водителем. Особенно опасным в этом случае является перекресток или случай, когда имеется более одного источника опасности, находящихся в стороне от направления движения.
Водитель в первую очередь, должен направлять взгляд на проезжую часть дороги, чтобы убедиться в отсутствии опасности. При наличии стоящего транспортного средства взгляд необходимо направить в просвет между ним и дорогой, что позволит заметить выходящего из-за него пешехода. Быстрота перемещения взгляда должна соответствовать скорости движения и расстоянию, оставшемуся до препятствия. Все это достигается путем продолжительной тренировки. Наряду со зрением не менее важными для водителя являются вестибулярное, мышечное и слуховое ощущения, а также восприятие времени.
Под вестибулярным ощущением подразумевается способность водителя воспринимать изменение скорости, направление движения, опенка толчков, колебаний, заноса и увода автомобиля, а также точность ориентации в пространстве. Восприятие изменения скорости необходимо водителю для правильной оценки возможности обгона, проезда перекрестков, объезда препятствия и выполнения других маневров При неправильном восприятии и опенке скорости или замедления водитель несвоевременно начнет тормозить, изменять направление движения и увеличивать скорость, что приведет к несвоевременному выполнению тех или иных действий, а следовательно, усложнению обстановки и возникновению опасной ситуации
Отсутствие чувства правильной опенки толчков, колебаний, заносов и увода автомобиля может привести к потере управления, резкому изменению направления движения и даже опрокидывчнию автомобиля. Неправильный выбор скорости на повороте и неправильная опенка центробежной силы могут привести к заносу и опрокидыванию автомобиля.
Мышечное ощущение — это способность человека дозировать усилие, прилагаемое к рулевому колесу и педалям. Усилие, прилагаемое к органам управления, должно соответствовать предполагаемому маневру В зависимости от скорости и расстояния до намеченного места остановки должно быть выбрано усилие нажатия на педаль тормоза. Своевременное начало поворота автомобиля потребует меньшей затраты усилия — водитель будет меньше утомляться
Слуховое ощущение, характеризуемое остротой слуха и точностью определения местонахождения источника звука играет важную роль ъ работе водителя. Водитель во время работы на автомобиле должен различать характер звука, его силу и уметь определять место расположения источника его, — находится он спереди, сзади, слева или справа например, при подаче звукового сигнала другим транспортным средством.
Не менее важным для водителя является восприятие времени. В это понятие включается опенка продолжительности действий и перемещений, совершаемых участниками движения.
Общее время, затрачиваемое водителем с момента, когда он услышит или увидит опасность, до момента начала действия механизмами управления, называется временем реакции, которое имеет большое значение для безопасности движения.
При проверке реакции водителя в искусственных условиях, когда водитель подготовлен к восприятию определенного сигнала, время реакции сравнительно невелико и составляет 0,2 с. Такая реакция называется простой. В данном случае водителю не нужно выбирать, какое произвести действие (зажглась лампа — нажми кнопку).
При управлении автомобилем в реальных дорожных условиях опасность может появиться внезапно, а характер ее может быть различным. В зависимости от появившейся опасности и ее характера действия водителя также должны быть различными (затормозить, увеличить скорость, подать звуковой сигнал, свернуть в сторону) в этом случае будет реакция с выбором, когда необходимо выбрать правильное действие.
Продолжительность времени выборочной реакции больше, чем простой, и составляет 0,54—1,5 с.
В сложной дорожной обстановке, когда возникает необходимость в принятии решений, требующих нескольких действий одновременно (подача сигнала, торможение, поворот автомобиля), степень сложности реакции и время, затрачиваемое на нее, увеличиваются.
Время реакции зависит от тренировки (стажа работы водителя), физического и психического состояния, утомления и болезни. Водитель с большим стажем работы, как правило, имеет меньшее время реакции. Если водитель здоров и не утомлен, он лучше предвидит изменение дорожной обстановки и более правильно оценивает свои возможности.