Во время управления автомобилем водитель кроме эмоциональных и нервных нагрузок испытывает и физические нагрузки.
Основным видом физической нагрузки является статическая нагрузка, которая зависит от положения корпуса и конечностей водителя при управлении автомобилем.
Посадка водителя в кабине должна быть свободной, без напряжения. Сидение нужно установить так, чтобы водитель не уставал. На рис. 206 показана правильная неправильная посадка водителя.
Положение рук на рулевом колесе должно обеспечить возможность быстрого поворота с перехватыванием руками после поворота на 120—180° (рис. 207). Нельзя сильно сжимать обод рулевого колеса, так как руки быстро устают. Слишком свободная посадка и небрежное удерживание рулевого колеса также недопустимы, при этом внимание водителя притупляется и он не может быстро применить нужный прием по управлению автомобилем.
Перед троганием с места водитель должен хорошо осмотреться и плавно начинать движение. Включать высшие передачи нужно после достижения необходимой скорости. Останавливая автомобиль, нужно заранее выбрать место остановки, снизить скорость движения так, чтобы подъехать к нему накатом и применить тормоза только для' полной остановки. При экстренном торможении необходимо учитывать состояние дороги, а на скользкой дороге тормозить вначале, не выключая сцепления, и только, когда скорость автомобиля значительно снизилась, выключить сцепление.
Как уже указывалось, сцепление колес с дорогой зависит от сцепной массы, состояния и типа покрытия дороги. Водитель должен учитывать тип покрытия и его состояние. Если на твердом дорожном покрытии имеется пыль или грязь, го при наличии осадков образуется пленка, резко повышающая скользкость покрытия. Особую опасность в этом случае представляет отшлифованная брусчатка. При торможении на таких дорогах автомобиль легко входит в юз (скольжение с заблокированными колесами).
Если на поверхности даже асфальтобетонного покрытия имеется слой влажной грязи, то нужно также снизить скорость, так как автомобиль при торможении будет скользить. Асфальтобетонные покрытия в жаркую погоду покрывают и выступающим битумом, образующим маслянистую пленку, резко ухудшающую сцепление колес с дорогой. На скользкой дороге нужно снижать скорость автомобиля с таким расчетом, чтобы при торможении или на поворотах не было скольжения колес, при этом необходимо тормозить с использованием двигателя.
Рис. 206. Посадка водителя при управлении автомобилем; а — правильная, б — неправильная