Автомобили для хранения могут размещаться на открытых площадках, под навесом и в отдельных случаях в крытых отапливаемых или неотапливаемых помещениях.
На открытой площадке чаще всего хранят грузовые автомобили. Площадка должна быть освещена, спланирована и иметь твердое покрытие. Те же требования предъявляются и при организации хранения автомобилей под навесом.
Крытые помещения для хранения автомобилей могут быть манеж-«ого и боксового типа. На манежной стоянке автомобили размещают в одном общем помещении без перегородок. Такие стоянки применяют для хранения всех типов автомобилей. Стоянку боксового типа чаще всего применяют для хранения специальных автомобилей (пожарных, санитарных и т. п.). Она характерна тем, что имеет помещения для раздельного хранения одного или нескольких автомобилей.
В зоне хранения за каждым автомобилем закреплено постоянное место, где могут находиться только исправные автомобили и прицепы.
Зона хранения должна иметь несколько выездов (крытые помещения — несколько легкооткрывающихся ворот), которые нельзя загромождать. Это требование нужно обязательно соблюдать для обеспечения пожарной безопасности. В зоне хранения необходимо поддерживать чистоту, разлитые нефтепродукты нужно немедленно убрать, а для сбора использованного обтирочного материала вне зоны хранения должны быть установлены металлические ящики.
Если крытые помещения для хранения автомобилей отапливаются, то не требуется специального оборудования для разогрева двигателей автомобилей в холодное время года. На открытых площадках должно быть установлено оборудование для индивидуального или группового подогрева двигателей автомобилей. Подогрев двигателей перед их пуском в холодное время обязателен, так как улучшается образование горючей смеси и подача смазки к трущимся деталям, в результате чего увеличивается срок службы двигателя. Чаще всего подогрев осуществляется горячей водой или паром, который подают от котельной, размещенной недалеко от зоны хранения. От котельной горячую воду подают по уложенным в земле трубам к стоякам, к которым присоединяются резиновые шланги. Стояк оборудован вентилями для перекрытия подачи воды или пара. Избыточное давление воды при подводе ее к системе охлаждения подогреваемого двигателя должно быть не более 0,4 кгс/см2, а пара — от 0,3 до 1,0 кгс/см2.
Применяют электроподогрев с использованием электроэлемента, установленного в нижнем соединительном патрубке системы охлаждения двигателя. Питание такой системы осуществляется от электрической сети. Разогрев двигателей в отдельных случаях можно осуществлять с применением горячей воды и масла, разогреваемых в водо-маслогрейках.
Если автомобили обеспечиваются длительным подогревом, то назначают дежурных, в обязанности которых входит наблюдение за работой подогревательных устройств, а также обеспечение сохранности автомобилей.
Автомобили и прицепы нужно расстанавливать в зоне хранения так, чтобы был свободный доступ к ним, а в случае необходимости и быстрый выезд из зоны.
В зависимости от количества рядов, угла установки автомобилей и от условий выезда и въезда в зону хранения различают следующие способы расстановки автомобилей: по числу рядов (рис. 195, а) — однорядная (/), двухрядная (2) и много рядная (3); по углу установки (рис» 195, б) — прямоугольная (1) и косоугольная (2); по условиям выезда и въезда (рис. 195, в) — тупиковая "(/) и прямоточная (2).
Расстояние между рядом расположенными автомобилями при прямоугольной расстановке должно быть не менее 0,5—0,7 м. Если автомобили устанавливают один за другим, то расстояние между ними должно быть 0,5—0,8 м, а между задним бортом автомобиля и стеной нужно оставлять проход не менее 0,5 м. Для выезда автомобилей необходимо оставлять проход (проезд) 6—9 м.
Косоугольная расстановка автомобилей допускает сокращение указанных расстояний на 0,1 м, а проход для выезда может быть уменьшен до 5—7 м.
Рис. 195 Расстановка автомобилей в зоне хранения
В зону хранения разрешено ставить только чистый и исправный автомобиль. При постановке автомобиля в зону хранения водитель обязан выключить двигатель и надежно затормозить автомобиль.