Автосторож с трехтональной сиреной

Почти все сигнализации в режиме тревоги издают прерывистый звуковой сигнал. Различие заключается только в частоте повторения гудков, что затруд­няет выделить сигнал собственного автомобиля среди городского шума.

Про­блему можно решить, установив дополнительный излучатель или дополнив штатный специальной схемой.

рис. 4.23. второй вариант построения простого выносного датчика качания

Рис. 4.23. Второй вариант построения простого выносного датчика качания

Рассмотрим несложный по схемному решению автосторож, который в режиме тревоги формирует последовательность звуков трех частот (750 Гц, 375 Гц и 187,5 Гц) с периодом повторения каждой 0,3 с. В результате получаются акустические сигналы ступенчато понижающегося тона с периодом повторения 0,9 с.

Основные технические характеристики устройства:

Время перехода в режим охраны, мин .............................................................................. 1

Время задержки срабатывания сигнализации, с............................................................ 5

Продолжительность звучания сигнала тревоги, с........................................................ 20

Период изменения тональности сигнала, с.................................................................... 0,3

Тональности сигнала тревоги, Гц.......................................................... 750, 375 и 187,5

Размеры сигнализации, мм........................................................................................... 70 '70

Принципиальная электрическая схема автосторожа приведена па рис. 4.24. Устройство содержит одновибратор на элементах DD1.3 и DD1.4, задающий генератор (3000 Гц) па элементах DD2.1 и DD2.2, тактовый генератор (3 Гц) на элементах DD2.3 и DD2.4, два счетчика па микросхеме DD3 и коммутатор на микросхемах DD4 и DD5. Также в состав сторожа входит мощный импульсный ключ па транзисторах VT1, VT2 и звукой излучатель ВА, переделанный из автомобильного сигнального устройства.

При включении автосторожа через резистор R5 начинает заряжаться кон­денсатор С4. При этом на входах элементов DD2.1 и DD2.3 присутствует ну­левой уровень, которым блокируются задающий и тактовый генераторы. После заряда конденсатора С4 (спустя примерно 1 мин) па катодах диодов VD5 и VD6 появляется положительный потенциал и они закрываются. Устройство пере­ходит в режим охраны.

При замыкании контактов дверных датчиков SB1 — SBn через элементы DD1.1, DD1.2 и диод VD2 нулевой потенциал поступает па вход одновибратора па элементах DD1.3 и DD1.4. В результате па выводе 6 элемента DD1.3 одновибра­тора появляется лог. "1", которая через цепь задержки R4, СЗ поступает па катоды диодов VD3 и VD4. Диоды закрываются. При этом напряжение низкого уровня на выводах 1 и 13 элементов DD2.1 и DD2.3 разрешает работу задающего (DD2.1 и DD2.2) и тактового генераторов (DD2.3 и DD2.4). Цепь R4, СЗ формирует задержку длительностью 5 с, которая дается владельцу автомобиля для отклю­чения сигнализации потайным тумблером. В противном случае схема переходит в режим тревоги. Время звучания сигнала тревоги зависит от номиналов эле­ментов цени R3, С2. Спустя 20 с схема переходит в режим охраны.

В режиме тревоги импульсы с частотой 3 кГц с выхода задающего генератора поступают па счетный вход С (вывод 2) счетчика DD3.1, который используется как делитель частоты. Коэффициент деления па его выводе 4 равен 4, па выводе 5 — 8, па выводе 6—16. Таким образом, па выходах 2,4,8 счетчика присутствуют импульсы с частотами 750 Гц, 375 Гц и 187,5 Гц, соответственно.

Вентили па элементах DD4.1 — DD4.3 поочередно пропускают па выход уст­ройства импульсы, с указанными выше частотами. Последовательность включе­ния их задает тактовый счетчик DD3.2, па счетный вход С (вывод 10) которого

Поступает сигнал с частотой 3 Гц от тактового генератора. В том случае, когда на выводах 11 и 12 этого счетчика лог. "О", все три вентиля оказываются закрытыми. После поступления первого импульса на вход С счетчика DD3.2, на выводе 11 появляется лог. "1", которая открывает элемент DD4.1 и импульсы с частотой 750 Гц проходят через него на вход элемента DD5.1 и далее поступают на вход импульсного ключа на транзисторах VT1 и VT2. Сигнальное устройство ВА излучает тональный сигнал с частотой 750 Гц.

По приходу второго импульса на счетчик DD3.2, на выводе 12 появляется лог. "1", которая открывает элемент DD4.2, на сигнальное устройство В А посту­пает сигнал с частотой 375 Гц. Затем через 0,3 с на обеих выходах 11 и 12 DD3.2 устанавливаются лог. "1", и элемент DD5.2 открывает вентиль DD4.3 (элементы DD4.1 и DD4.2 при этом блокируются нулевым потенциалом через диоды VD9 и VD10), и на сигнальное устройство ВА поступает сигнал с частотой 187,5 Гц. Через следующие 0,3 с на обеих выходах счетчика устанавливаются уровни лог. "0" и все три вентиля закрываются на время 0,3 с, в течение которого устройство не излучает звуковой сигнал. Таким образом, в режиме тревоги устройством формируется прерывистый сигнал ступенчато изменяющейся тональности. .

В качестве сигнального устройства ВА используется штатное автомобильной сигнальное устройство от автомобиля "Жигули", в котором удален прерыватель. Сделать это очень просто. Чтобы выключить прерыватель, достаточно вывернуть регулировочный винт на сигнальном устройстве. Проверить это можно путем кратковременного подключения устройства к аккумулятору — в нем раздастся короткий щелчок и больше ни каких звуков.

рис. 4.24. принципиальная электрическая схема автосторожа

Рис. 4.24. Принципиальная электрическая схема автосторожа

Для управления сигнальным устройством ВА используется импульсный ключ на транзисторе VT2 типа КТ827, который может коммутировать ток до 20 А. В процессе работы транзистор VT2 нагревается, поэтому его необходимо устано­вить на радиатор.

 

Трехтональный сторож смонтирован на печатной плате из двухстороннего фольгированного стеклотекстолита размером 70'70 мм (рис. 4.25).

В схеме вместо микросхем серии К561 можно использовать аналогичные микросхемы серии К564, но это потребует изменения рисунка печатной платы. Счетчик К561ИЕ10 можно заменить на два любых других двоичных счетчика этой серии, например К561ИЕ11. Конденсаторы С2, СЗ и С4 желательно исполь­зовать с малым током утечки, например типа К53-4 или К50-35. Расположение элементов автосторожа на печатной плате приведено на рис. 4.26. Транзистор VT2 монтируется отдельно на радиаторе охлаждения и соединяется с платой сторожа и сигнальным устройством В А многожильным проводом.


create a website http://www.SaitVizitka123.ru