Простое автомобильное охранное устройство выполнено на микросхеме К561ЛН2 с малым током потребления (80 мкА в режиме охраны) и позволяет подключать большое количество датчиков и контролировать момент включения зажигания автомобиля.
По своим характеристикам автомобильное охранное устройство близко к описанному выше, но содержит несколько дополнительных элементов, позволяющих существенно расширить его функциональные возможности.
Основные технические характеристики автосторожа:
Время перехода в режим охраны, с ....................................................................... 40 — 50
Время задержки срабатывания сигнализации, с............................................................ 7
Продолжительность звучания сигнала тревоги, с.............................................. 40 — 60
Частота прерываний сигнала тревоги, Гц ....................................................................... 1
Ток потребления в режиме охраны не более, мкА......................................................... 80
Размеры автосторожа с датчиком качания, мм .................................................. 70 '115
Принципиальная электрическая схема автосторожа приведена на рис. 4.10. Охранное устройство работает следующим образом. Перед выходом из автомобиля водитель включает питание сторожа тумблером SA1 (по схеме положение 1), установленном в потайном месте. При этом через резистор R11 начинается медленный заряд конденсатора Сб. В это время на выходе инвертора DD1.4 низкий уровень и конденсаторы СЗ и С4 разряжены.
Через интервал времени 40 — 50 с, определяемый по формуле t»0,7R11C6 (время — в секундах, если сопротивление в мегаомах, а емкость — в микрофарадах), на выходе инвертора DD1.4 устанавливается высокий уровень, и сторож переходит в режим охраны. В течение этого времени владелец автомобиля может установить требуемую чувствительность датчика качания SB1 но миганию светодиода HL1, убедиться что все двери, капот и багажник закрыты (если светодиод HL2 не горит), выйти из салопа и закрыть за собой дверь. В режиме охраны сторож от батареи аккумулятора потребляет незначительный ток — менее 80 мкА.
Если в режиме охраны открыть дверь водителя (замкнется выключатель SB2) или качнуть автомобиль (сработает датчик SB1), вход инвертора DD1.2 замкнется па массу автомобиля. Положительное напряжение с выхода инвертора DD1.2 быстро зарядит конденсатор СЗ, а через время t»0,7R10C4 (обычно 7—10 с) — конденсатор С4. В течение этого промежутка времени сторож должен быть выключен тумблером SA1, иначе зазвучит тревожный сигнал.
Если открыть любую дверь автомобиля (кроме двери водителя), капот или крышку багажника, замкнутся контакты SB3 —SBn, на выходе инвертора DD1.1
Рис. 4.10. Принципиальная электрическая схема автосторожа
Установится высокий уровень, и мгновенно через резистор R6 и диод VD5 зарядится конденсатор С4, а через диод VD8 — конденсатор СЗ. К заряду этих конденсаторов приведет также включение замка зажигания (открывается транзистор VT1, обеспечивая низкий уровень на входе инвертора DD1 и высокий — на его выходе). При этом на выходе инвертора DD1.3 формируется низкий уровень, разрешающий работу генератора импульсов, собранного на инверторах DD1.5, DD1.6. Последующие действия по закрыванию дверей, капота, крышки багажника и выключение зажигания не приведут к разряду конденсаторов СЗ и С4 благодаря наличию диодов VD5, VD6, VD8. При указанных номиналах элементов схемы генератор вырабатывает импульсы с частотой следования 1—2 Гц, которыми открывается транзистор VT2, коммутирующий цепь обмотки сигнального устройства В А автомобиля. Периодические звуковые сигналы тревоги будут раздаваться в течение 40 —60 с. После разряда конденсаторов СЗ и С4, через время t»0,7R9C3 сторож снова переходит в режим охраны.
Для приведения сторожа в исходное состояние используется тумблер SA1 с двумя положениями. При установке тумблера SA1 в положение 2 ("Выключено") мгновенно через резистор R14 разряжается конденсатор С6 и сторож полностью обесточивается. После переключения тумблера SA1 в положение 1 ("Включено") происходит медленный заряд конденсатора С6, и через 40 — 50 с сторож переходит в режим охраны. Все временные задержки могут быть изменены соответствующим подбором номиналов элементов времязадающих цепей.
Элементы С7, С8 и VD10 служат для сглаживания скачков напряжения в бортовой сети, превышающих 15 В, и для защиты от помех. Диод VD1 защищает транзистор VT2 от бросков напряжения обратной полярности, которые возникают в обмотке сигнального устройства ВА при его коммутации.
Элементы схемы автосторожа смонтированы на печатной плате из двухстороннего фольгированного стеклотекстолита. Чертеж печатной платы изображен на рис. 4.11.
Датчик качания состоит из трех элементов: металлической упругой пластины А, качающейся пластины Б, па конце которой прикреплен металлический груз и ручки В регулировки чувствительности датчика (рис. 4.11) Из-за асимметричного крепления ручки к основанию платы, при ее повороте приближаются (положение 1) или удаляются (положение 6) контактные пары пластин А и Б датчика. При каждом замыкании контактных пар датчика загорается светодиод HL1, что позволяет быстро установить требуемую чувствительность датчика. Ручку регулировки чувствительности датчика можно выполнить из любого токонепроводящего материала, например из органического стекла. В устройстве использованы диоды VD2, VD4 —VD9 — любые кремневые; VD3 — любой, выдерживающий прямой ток не менее 0,3 А (например, типа КД208, КД209). Диод VD1 лучше выбирать импульсный из серий КД521, КД522. Вместо транзистора КТ315Б в стороже можно использовать любой типа КТ3102, КТ342. Транзистор КТ829А можно заменить па КТ972. Стабилитрон КС210Ж можно заменить па любой другой с напряжением стабилизации 8 —9 В. Резистор R14 должен быть рассчитан на мощность не менее 2 Вт.
Рис. 4.11. Печатная плата автосторожа
Разъем Ш1 выполнен в виде контактных "ножей", которые применяются в качестве разъемных соединений в электропроводке автомобилей.