Автосторож с двойным кодированием обеспечивает наблюдение за состоянием дверей, капотом, багажником и реагирует па любое покачивание автомобиля.
Включается сторож с помощью кнопки, расположенной в салопе, а выключается при помощи пульта дистанционного управления па ИК лучах, выполненного в виде брелка.
В стороже используется инерционный датчик, реагирующий па наклон пли покачивания кузова автомобиля и датчики открывания капота, багажника, дверей, в качестве которых используются дверные выключатели освещения салона.
Основные технические характеристики автосторожа:
Время перехода сторожа в режим охраны, мин............................................................. 1
Продолжительность звучания сигнала тревоги, с........................................................ 45
Частота прерываний сигнала тревоги, Гц ....................................................................... 1
Число возможных сочетаний при передаче двух команд управления................ 256
Ток потребления в режиме охраны, не более, мА......................................................... 10
Включение сторожа осуществляется с помощью кнопки, которая может находится на видном, легко доступном месте. Система переходит в режим охраны спустя одну минуту, что позволяет без спешки закрыть псе двери, багажник и капот автомобиля.
При поступлении сигнала от датчиков, сразу же включается прерывистый звуковой сигнал продолжительностью около 45 с, а затем система возвращается в режим охраны. При этом любые попытки выключения сигнализации кнопкой не приведут ни к каким результатам — система останется в режиме охраны.
Для отключения сторожа необходимо последовательно нажать две кнопки на корпусе брелка. Таким образом передаются два кодовых слова, необходимых для отключения системы. Если случайно первое кодовое слово совпало, то при несовпадении второго слова информация о совпадении первого стирается. Так работает простейшая система защиты от сканирования.
Принципиальная электрическая схема брелка-передатчика (рис. 4.66) выполнена на базе схемы дистанционного управления цветными телевизорами типа УСЦТ. В устройстве используется микросхема DD1 — передатчик-кодер системы дистанционного управления телевизоров. Для задания кода используются две из команд переключения 16-ти программ, в данном случае 4-я и 11-я. Для выключения сигнализации сначала необходимо нажать кнопку брелка К1, а затем К2.
Фотоприемник (рис. 4.67) выполнен на транзисторах VT3 — VT7 и ничем не отличается от аналогичной схемы, используемой в телевизорах УСЦТ. С выхода транзистора VT7 импульсный кодовый сигнал поступает на дешифратор.
Принципиальная электрическая схема дешифратора и сигнальных устройств автосторожа приведена па рис. 4.68. С выхода фотоприемника импульсный
Сигнал поступает па вывод 16 преобразователя кода, выполненного па микросхеме DD2. Микросхема DD2 преобразовывает последовательный код сигнала в параллельный, соответствующий номеру переданной команды. Двоичный код с выхода DD2 поступает па дешифраторы DD4 и DD5, которые преобразуют его в десятичный код. К выходам дешифраторов подключена диодная матрица VD4 — YD17. При правильном наборе первого кодового слова па вход 1 элемента DD6.1 поступает лог. "1", и триггер переключается в противоположное состояние, подготавливая триггер па элементах DD6.3 и DD6.4 для приема второго кодового попа. Теперь достаточно правильно подать второе слово, и триггер DD6.3, DD6.4 переключи гея в противоположное состояние и сигналом низкого уровня с выхода элемента DD3.6 закроет транзисторы VT2, VT3, тем самым отключит питающее напряжение от схемы. При неправильном наборе кодового слова сигнал с уровнем лог. "1" с катодов диодов VD4 — VD17 поступит па вывод 6 элемента DD6.2 и установит триггеры в исходное состояние.
Для питания микросхемы DD2 необходимо напряжение +18 В, а бортовая сеть автомобиля -- +12 В. Недостающие 6 В формируются из сигнала генератора па элементах DD3.1 — DD3.4. Генератор формирует колебания с частотой 1 кГц, которые выпрямляются диодами VD2, VD3 и параметрическим стабилизатором напряжения па диоде VD1.
Включение устройства осуществляется нажатием кнопки КЗ, через контакты которой кратковременно подается напряжение питания +12 В. При этом конденсатор С9 заряжается и своим зарядным током устанавливает триггеры микросхемы DD6 в такое состояние, в котором па выходе 10 элемента DD6.3 формируется лог. "0". На базу транзистора VT3 поступает лог. "1", транзистор VT2 открывается и напряжение питания поступает па элементы схемы.
Автосторож содержит инерционный датчик SB, в качестве которого можно использовать стрелочный индикатор с утяжеленной и перемещенной в центр шкалы стрелкой. Изготовление датчика качания из стрелочного индикатора было описано выше в разделе "Цифровая охранная сигнализация". Однако такой датчик имеет ряд недостатков: требует вертикальной установки и реагирует па качание только в одной плоскости. В данной схеме предлагается использовать более простой датчик качания (рис. 4.69), который обладает высокой чувствительностью и ею легко изготовить самостоятельно. Для этих целей необходимо использовать обмотку малогабаритного реле и рядом с пей расположить пружину, па которой прикреплен маленький магнит. Датчик вибрации состоит из стойки крепления пружины 1, упругой пружины 2, постоянного магнита 3 и катушки 4 (обмотка малогабаритного реле). При любом механическом воздействии па автомобиль пружина с магнитом начинает колебаться, и в обмотке реле возникает ЭДС, которую фиксирует операционный усилитель на микросхеме DD7 (рис. 4.68). ОУ в схеме включен с максимальным коэффициентом усиления. При поступлении сигнала датчика SB микросхема DD7 усиливает его и передает на логическое устройство, собранное на микросхемах DD8 и DD1.
При срабатывании контактных датчиков системы на вход микросхемы DD1 может поступить напряжение недопустимо высокого уровня или статический
Разряд, которые приведут к выходу ее из строя. Для защиты от этого в схеме предусмотрен транзистор VT1.
Цепь задержки перехода системы в режим охраны после включения выполнена на элементах DD1.2 и R14, С7. После включения питания элемент DD1.2 блокируется уровнем лог. "1" па выводе 6. В это время импульсы, поступающие с элемента DD1. 1, не могут изменить состояние выхода элемента DD1.2 (вывод 4). Одновибратор па элементах DD1.3 и DD1.4 формирует импульс, длительностью которого определяется продолжительность звучания звукового сигнала тревоги и управляет работой мультивибратора па элементах DD8.2 и DD8.3, который формирует прерывистый сигнал с частотой 1 Гц. Транзисторы v^T4 и VT5 коммутируют цепь обмотки реле К1 звукового сигнала. Устройство подключается к элементам электрической схемы автомобиля с помощью контактов разъема XI (XI.1 —XI.4).