Автомобильные пейджеры

В некоторых случаях возникает необходимость непрерывного наблюдения за состоянием вашего автомобиля, особенно тогда, когда вы находитесь за акусти­ческой преградой и не можете услышать тревожный звуковой сигнал охранной сигнализации.

Такое положение может возникнуть, когда вы находитесь на рабочем месте в офисе, в большом универмаге, во дворе многоэтажного дома и во многих других случаях. В данной ситуации поможет оперативная радиосигнализация, которая будет информировать владельца о состоянии автомобиля. Такой вид односторонней радиосвязи с охранным устройством называется автомобильным пейджером.

Простой автомобильный пейджер

Простой автомобильный пейджер позволяет контролировать работу охран­ной системы, находящейся в радиусе 100—150 м от владельца. Пейджер работа­ет в УКВ ЧМ радиовещательном диапазоне на частотах 88—108 МГц.

рис. 4.45. принципиальная электрическая схема автомобильного пейджера

Рис. 4.45. Принципиальная электрическая схема автомобильного пейджера

Принципиальная схема такого устройства изображена на рис. 4.45. Радио­передатчик выполнен на транзисторе VT3, он же является задающим генератором, собранным по схеме емкостной трехтонки. В коллекторную цепь передатчика включен контур на элементах СЮ, СП, L1, к выходу которого через трансформаторную связь подключена антенна. В автомобилях она может быть в виде проволочного штыря длиной от 30 до 50 см. Контур настраивают на частоту УКВ ЧМ радиовещательного диапазона 88 — 108 МГц. Мощность пере­датчика около 20 мВт, модуляция носит смешанный характер. Несущая частота модулируется путем периодического изменения напряжения смещения на базе транзистора VT3 до срыва генерации. Таким образом происходит амплитудная манипуляция. Однако в процессе изменения напряжения смещения на базе транзистора VT3 происходит изменение генерируемой несущей частоты (частотная модуляция), которая и детектируется при приеме радиовещательным УКВ ЧМ приемником с чувствительностью 10 мкВ.

Основные технические характеристики пейджера:

Дальность действия, м............................................................................................ 100—150

Мощность передатчика, мВт ............................................................................................. 20

Продолжительность оповещения сигнала тревоги, с........................................ 20 — 40

Частота прерываний сигнала тревоги, кГц...................................................................... 1

Рабочая частота передатчика, МГц .................................................................... 88—108

В охранном устройстве чувствительным элементом является пьезодатчик В1, предназначенный для регистрации вибрации металлического кузова автомоби­ля. В качестве пьезодатчика используется головка типа ГЗП308 от старого про­игрывателя грампластинок. При вибрации кузова, к которому прижата игла, в головке В1 наводится переменное напряжение, которое усиливается микросхемой DA1. С выхода (вывод 6) операционного усилителя DA1 через конденса­тор СЗ сигнал поступает на выпрямитель, собранный на диодах VD2 и VD3, который преобразует этот сигнал в положительный импульс. Этот импульс открывает транзисторный ключ VT1, на коллекторе его формируется уровень лог. "О", который через диод VD4 поступает на вывод 9 одновибратора. Одновибратор собран на элементах DD1.3, DD1.4. Он предназначен для управления мультивибратором (DD1.1 и DD1.2) и контроля за состоянием датчика. При кратковременном замыкании катода диода VD4 через открытый транзистор VT1 на общий провод на выходе одновибратора (вывод 11 DD1.4) формирует­ся отрицательный импульс, диод VD5 закрывается и разрешает работу мультивибратора. Длительность импульса на выходе одновибратора зависит от параметров времязадающей цепи С7, R8 и в данном случае составляет 30 — 40 с. В течение этого времени приемник, настроенный на частоту этого передатчика, будет выдавать звуковой тревожный сигнал.

Мультивибратор собран на элементах DD1.1 и DD1.2 и выполняет роль модулятора. При поступлении на анод диода VD5 логического нуля, мультивиб­ратор запускается и генерирует импульсы с частотой следования 1 кГц. С вывода 3 элемента DD1.1 мультивибратора эти импульсы поступают на катод диода VD7, через который периодически с частотой 1 кГц база транзистора VT3 замыкается на общий провод.

При поступлении на анод диода VD5 лог. " 1" генерация мультивибратора срывается, и на катоде диода VD7 устанавливается лог. "О", что приводит к выключению передатчика. В таком состоянии (в режиме ожидания) он нахо­дится до момента срабатывания сигнализации.

Для исключения случайного зацикливания сигнализации дополнительно вве­дена цепочка, состоящая из элементов R7, С6 и транзистора VT2. Положительный импульс с вывода 10 элемента DD1.3 одновибратора поступает через резистор R7 на конденсатор С6 и заряжает его, транзистор Т2 открывается и запирает транзистор VT1. Данную цепочку целесообразно использовать в том случае, ког­да параллельно радиотехническому тракту передачи сигнала используется зву­ковое сигнальное устройство автомобиля. Номиналы резистора R7 и конденсато­ра С6 подбираются такими, чтобы время задержки составляло не менее 40 с.

В схеме предусмотрено подключение дверных выключателей, датчика капота и крышки багажника SB 1 — SBn, при срабатывании которых на выводе 8 элемента DD1.3 одновибратора формируется уровень лог."0". В соответствии с рассмотренным выше алгоритмом одновибратор формирует отрицательный им­пульс, который поступает на анод диода VD5 и разрешает работу мультивибра­тора, переводя передатчик в режим излучения модулированных колебаний.

Диод VD4 и резисторы R5 и R6 служат для предохранения микросхемы DD1 от выхода из строя из-за статического электричества или в случае подачи на ее вход постоянного напряжения в то время, когда питание схемы выключено. Диод VD6 служит для предохранения схемы от неправильного подключения источни­ка питания.

В устройстве можно использовать любые детали, подходящие по габаритам, важно только, чтобы конденсатор С7 имел малый ток утечки. Катушки L1 и L2 бескаркасные, намотаны на оправке диаметром 8 мм. Катушка L1 содержит 6 витков, a L2 — 2 витка провода ПЭЛ или ПЭВ 0,5 мм. Витки катушки L2 размещают между витков катушки L1.

Печатная плата пейджера изготовлена из двухстороннего фольгированного стеклотекстолита размером 35 '55 мм (рис. 4.46). Размещение деталей на плате пейджера показано на рис. 4.47.


create a website http://www.SaitVizitka123.ru