Цифровая охранная сигнализация

Использование цифровых микросхем при формировании временных интер­валов избавляет охранное устройство от недостатков, присущих конструкциям, содержащим времязадающие цени, собранные на оксидных конденсаторах, обла­дающих недостаточной термостабильностью.

Особенностью построения цифрового сторожа автомобиля заключается в использовании цифрового способа формирования временных интервалов. Это позволяет точно выставить моменты срабатывания звуковой индикации. Кроме того, наличие встроенного электронного датчика с регулируемой чувствительностью срабатывания позволяет существенно повысить надежность охранной сигнализации. В режиме охраны цифровой сторож обеспечивает:

? включение сигнала тревоги немедленно — при открывании капота, крыш­ки багажника и любой двери автомобиля (кроме двери водителя);

? включение сигнала тревоги с задержкой — при открывании двери водите­ля или при срабатывании электронного датчика. Задержка необходима водителю для открывания двери и отключения цифрового сторожа до перехода устройства в режим тревоги.

Для индикации состояния цифрового сторожа применяется светодиодный индикатор.

Основные технические характеристики устройства:

Время перехода в режим охраны, с .................................................................................. 32

Время задержки срабатывания сигнализации, с............................................................. 8

Продолжительность звучания сигнала тревоги, с......................................................... 32

Пауза перед повторным включением сигнала тревоги, с........................................... 32

Частота прерываний сигнала тревоги, Гц ....................................................................... 1

Ток потребления в режиме охраны не более, мА........................................................... 5

Размеры сторожа с электронным датчиком качания, мм.................................... 80 '80

Принципиальная электрическая схема охранного устройства представлена па рис. 4.14, а его схема подключения к элементам автомобиля — на рис. 4.16. Включение цифрового сторожа осуществляется тумблером SA1 (рис. 4.16). Возникающий при этом на входе R счетчика DD2 положительный импульс уста­новит его в нулевое состояние, что приведет к установке триггера DD3.2 также в пулевое состояние (па вход R триггера DD3.2 с выхода инвертора DD1.4 посту­пает лог. "1"). Низкий уровень па выходе (вывод 13) триггера DD3.2 запирает ключ па транзисторах VT3, VT4. При закрытых дверях, капоте и багажнике на выходе триггера DD3.1 (вывод 1) устанавливается нулевой потенциал.

При сра­батывании дверных выключателей SB1 — SBn или датчика качания РА1 триггер DD3.1 устанавливается в единичное состояние. Высокий уровень па выводе 1 триггера DD3.1 разрешает работу генератора импульсов, собранного па элементах DD1.1. DD1.2. Эти импульсы поступают на вход двоичного счетчика DD2. По фронту 32-го импульса па выходе (вывод 12) счетчика DD2 появится положи­тельный перепад, по которому в триггер DD3.1 запишется лог. "О" и на входе R триггера DD3.2 установится уровень лог. "О". При этом генератор блокируется, и устройство переходит в режим охраны.

 

Далее, при открывании двери водителя (замыкается выключатель SB1) или по сигналам отдатчика качания РА1, триггер DD3.1 устанавливается в единич­ное состояние (на выводе 1) и высоким уровнем разрешает работу генератора импульсов (DD1.1, DD1.2). Счетчик импульсов DD2 производит подсчет им­пульсов, и через 8 тактов па выводе 6 появится положительный потенциал, который установит триггер DD3.2 в единичное состояние (вывод 13). Последний, в свою очередь, разрешит прохождение импульсов с генератора на транзисторный ключ VT3, VT4, который включит реле звукового сигнала и сигнал тревоги.

Продолжительность "тревоги" составляет 31 такт. Фронт 32-го тактового им­пульса вызовет появление на выходе (вывод 12) счетчика DD2 положитель­ного перепада, который установит на выходе триггера DD3.2 низкий уровень и заблокирует транзисторный ключ. Выдача сигнала тревоги прекратится. Фор­мируется пауза, продолжительность которой составляет 33 такта. Если дверь водителя закрыта и датчик качания успокоился, схема вновь переходит режим охраны.

При открывании крышки капота, багажника и дверей срабатывают выключате­ли SB2 —SBn, закрывается транзистор VT1 и триггер DD3.1 устанавливается в состояние лог. "1". Высокий уровень с выхода триггера разрешает работу генератора импульсов. С первым импульсом генератора на выводе 3 счетчика DD2 появляется уровень лог. "1", которым через резистор R13 и диод VD8 триггер DD3.2 устанавливается в единичное состояние (звучит сигнал тревоги).

Продолжительность "тревоги" составляет 31 такт. Фронтом 32-го импульса через элемент DD1.4, триггер DD3.2 устанавливается в нулевое состояние. Формируется пауза, продолжительность которой составляет 33 такта. При вклю­ченных контрольных датчиках SB1 —SBn сигнал тревоги будет включаться

Многократно с продолжительностью и паузой 32 с. Сигнал тревоги с частотой прерывания 1 Гц будет раздаваться до тех пор, пока датчики не будут возвращены в исходное состояние.

рис. 4.14. принципиальная электрическая схема цифрового охранного устройства

Рис. 4.14. Принципиальная электрическая схема цифрового охранного устройства

В качестве преобразователя механических колебаний в электрические (дат­чика качания) использован микроамперметр типа М476/1. Усилитель сигна­лов датчика качания собран на микросхеме DA1 КР140УД1208. Выбор мик­росхемы данного типа обусловлен низким напряжением питания, малым напряжением смещения и отсутствием  эффекта. Сопротивления резисторов R9 и R11 подбираются такими, чтобы напряжение па выходе DA1 принимало уровень лог. "1". Тогда усиленный сигнал от датчика будет пере­ключать элемент DD1.3 и, следовательно, управлять работой триггера DD3.1. Конденсатор С5 предназначен для сглаживания ВЧ помех.

Для включения светодиодного индикатора HL1 используется эмиттерный повторитель на транзисторе VT2. Для отключения электронного датчика кача­ния необходимо замкнуть выключатель SA2.

Устройство смонтировано на печатной плате из одностороннего фолынро-ванного стеклотекстолита (рис. 4.15). На плате со стороны печатных проводни­ков предусмотрена возможность установки перемычек для изменения времен ных характеристик устройства (продолжительности звучания сигнала тревоги и задержки на включение сигнала тревоги при открывании двери водителя). Переменным резистором R7 устанавливают необходимую чувствительность элек­тронного датчика качания.

Для изготовления датчика необходимо разобрать микроамперметр, сделав с помощью ножа надрезы по местам склейки. Затем небольшой груз (кусочек припоя диаметром около 3 мм) прикрепляют на изогнутый конец стрелки и аккуратно обжимают плоскогубцами. Для демпфирования колебаний грузика по краям шкалы наклеивают поролоновые подушки шириной 5 мм. Закрепляют датчик непосредственно па плате так, чтобы стрелка с грузом была направлена вниз.

В охранном устройстве применены резисторы типа МЛТ-0,25. Транзисторы VT1 и VT2 можно заменить на любые кремневые аналогичной структуры, тран­зистор VT3 - паКТ315Е, КТ342, КТ503Б(Г), а транзистор VT4 - паКТ815В(Г), КТ817Б(В, Г) с коэффициентом усиления по току не менее 40. Вместо микроамперметра М476/1 в качестве датчика качания можно использовать любой другой микроамперметр, в котором стрелка располагается в середине шкалы. Устройство практически не требует настройки, однако для получения на выходе микросхемы DA1 напряжения не менее 0,5UimT необходимо подобрать сопротивление резистора R9. Охранное устройство в режиме охраны потребляет ток не более 5 мА.

Устройство размещают в потайном месте салопа автомобиля так, чтобы ось вращения рамки датчика была параллельна направлению движения автомобиля. Подключают устройство согласно схеме на рис. 4.16. Тумблер SA1 устанавли­вают в потайном месте, тумблер SA2 — в любом удобном месте, светодиод HL1 — на видном месте.


create a website http://www.SaitVizitka123.ru