Электронный сторож предназначен для защиты автомобиля или мотоцикла от угона и может быть установлен на моделях, у которых с корпусом соединена минусовая клемма аккумулятора.
Управление прибором осуществляется с помощью специального кодового устройства, имеющего индивидуальный "ключ хозяина" (розетку и вилку).
Электронный сторож выполняет функции блокировки системы зажигания, включение звукового тревожного сигнала при попытке подобрать код системы или при попытке включения зажигания. Возврат сторожа в исходное состояние после срабатывания осуществляется путем кратковременного разрыва цепи 2 потайной кнопкой SB1 (рис. 4.6).
Основные технические характеристики сторожа следующие:
Напряжение питания:
Для автомобильного сторожа, В ................................................................................. 12
Для мотоциклетного сторожа, В................................................................................... 6
Ток потребления в режиме охраны ................................................................ отсутствует
Температура окружающего воздуха, °С............................................... от — 40 до +60
Габаритные размеры, мм.................................................................................... 120 '49 '35
Принципиальная схема электронного сторожа с цепями подключения на автомобиле приведена на рис. 4.6. Устройство состоит из следующих узлов:
? тиристора VS3, блокирующего систему зажигания;
? тиристора VS1, включающего звуковой сигнал;
? у кодового устройства, состоящего из розетки Х2 и вилки XI (ключа); у тиристоров блокировки VS4, VS2;
? элементов защиты VD1, VD2, Rl, R3, R4, С1.
Все перечисленные выше узлы и элементы размещены в корпусе электронного блока, схема которого на рис. 4.6 обведена пунктиром. Остальные элементы схемы, кроме кнопки SB1, являются штатным оборудованием автомобиля: SA1 — замок зажигания, Пр — прерыватель, С2 — конденсатор прерывателя.
При включении зажигания выключателем SA1 и правильно установленном ключе (розетка XI) кодового устройства, как это показано па схеме, напряжение питания поступает только на тиристор VS3. Тиристор открывается и подключает питание к катушке зажигания. Последовательное включение тиристора КУ201А с катушкой зажигания вызывает падение напряжения на нем около 2 В, что является нежелательным, так как это может затруднить пуск холодного двигателя в зимнее время года.
Рис. 4.6. Принципиальная схема электронного сторожа
Рис. 4.7. Внешний вид электронного сторожа для мотоцикла
При вынутом ключе (вилке) кодового устройства питание к тиристору VS3 и к катушке зажигания не поступает и двигатель запустить невозможно.
При попытке подбора кода без штатного ключа плюс питания подается па одно из гнезд 2 — 5 розетки кодового устройства, соединенных с управляющим электродом тиристора VS4. В результате чего тиристор VS4 открывается и положительное напряжение поступает на управляющие электроды тиристоров VS1 и VS2. Тиристор VS1 переключается и включает звуковой сигнал ВА автомобиля.
Тиристор VS2 остается в выключенном состоянии, так как на его аноде положительное напряжение отсутствует. Если же в результате продолжающихся попыток подбора кода положительное напряжение попадает па гнезда б или 7, тиристор VS2 переключится и шунтирует управляющий электрод тиристора VS3, при этом последний остается в выключенном состоянии. В результате катушка зажигания остается обесточенной. После этого, даже при использовании "ключа хозяина", звуковой сигнал будет продолжать работать, а катушка зажигания останется обесточенной.
Для отключения звукового сигнала необходимо кратковременно потайным кнопочным выключателем SB1 разорвать цепь между контактом 2 прибора и массой. При разрыве этой цепи тиристоры VS1, VS2 и VS4 выключаются, а тиристор VS3 включается. Звуковой сигнал прекращает работу, и напряжение питания поступает на катушку зажигания.
Схема электронного сторожа для мотоцикла отличается напряжением питания +6 В и номиналами резисторов.
Внешний вид прибора показан на рис. 4.7. Прибор собран в металлическом корпусе, имеющем кронштейн с двумя отверстиями для крепления.