Данное устройство относится к активным мерам защиты автомобиля. Оно вырабатывает импульс высокого напряжения амплитудой несколько десятков киловольт.
Необходимо помнить, что электрошоковое устройство опасно, как для здоровья похитителя автомобиля, так и для его владельца. Поэтому пользоваться им можно только в исключительных случаях.
Принципиальная схема электрошокового защитного устройства приведена на рис. 4.75. Основу устройства представляет преобразователь постоянного напряжения. Он выполнен по схеме двухтактного импульсного генератора на транзисторах VT1 и VT2. Нагрузкой импульсного генератора служит первичная обмотка трансформатора Tpl. Вторичная обмотка трансформатора служит для обратной связи. Обмотка III — повышающая.
Устройство работает следующим образом. При включении тумблера SA1 на генератор подается напряжение питания, и в обмотке III Тр.1 индуцируется высокое переменное напряжение, которое диодом VD1 преобразуется в нарастающее постоянное напряжение. При достижении на конденсаторе С2 постоянного напряжения 300 В динисторы VD2 и VD3 откроются, и в первичной обмотке катушки зажигания возникнет импульс тока. Во вторичной обмотке катушки зажигания сформируется импульс высокого напряжения амплитудой несколько десятков киловольт.
Рис. 4.75. Принципиальная электрическая схема электрошокового защитного устройства
Применение катушки зажигания типа М412 от автомобиля "Москвич" обусловлено ее высокой надежностью. Кроме того, это освобождает от необходимости самостоятельного изготовления катушки. Отказ от диодного умножителя вызван весьма низкой его надежностью в схемах такого рода. Трансформатор Тр.1 намотан на ферритовом кольце марки М2000НМ с внешним диаметром 28 мм. Его первичная обмотка содержит 30 витков провода ПЭВ 0,41 мм с отводом от середины. Вторичная обмотка — 12 витков с отводом от середины того же провода. Обмотка III трансформатора Тр.1 имеет 800 витков провода ПЭВ 0,16 мм.
Применяться такое устройство может при парковке, когда автомобиль ставится па ручной тормоз. На пластмассовую ручку ручного тормоза наматывается оголенный провод, который подсоединяется к точке "А" схемы. Так как кнопка ручного тормоза заземлена, следовательно она является вторым контактом "Б" данного устройства. Включается и отключается охранное устройство тумблером SA1, расположенным в потайном месте. В качестве меры предосторожности от случайного воздействия шокового устройства постановку и снятие автомобиля с ручного тормоза желательно производить в диэлектрических перчатках.