Комбинированный автомобильный пейджер предназначен для охраны автомобиля и оповещения владельца о состоянии его во время стоянки.
Сигнализация комбинированная: включается звуковой сигнал автомобиля и радиопередатчик УКВ ЧМ радиовещательного диапазона, что позволяет дистанционно предупредить владельца о попытке покушения на его автомобиль. Дальность действия до 200 м.
Комбинированный пейджер имеет два типа датчиков — сенсорный В1, реагирующий на прикосновение и удары, и контактные SB1 — SBn дверных выключателей, капота и крышки багажника. Устройство имеет два канала. Это позволяет посредством переключения тумблера SA2 изменять алгоритм его работы. В случае, когда тумблер SA2 разомкнут, сенсорный датчик В1 работает исключительно на радиопередатчик и не включает звуковую сигнализацию. Звуковая сигнализация включается только при замыкании контактных датчиков. Этот режим удобен, когда сенсорный датчик срабатывает ошибочно, например, от дождя или сильного ветра, и достаточно сильным звуковым сигналом беспокоит окружающих.
Основные технические характеристики устройства:
Время перехода в режим охраны, с ................................................................................. 15
Время задержки срабатывания звуковой сигнализации, с ......................................... 5
Включение передатчика.............................................................................. без задержки.
Продолжительность сигнала тревоги, с.......................................................................... 15
Частотный диапазон, МГц....................................................................................... 64 — 108
Размеры, мм....................................................................................................................... 70'75
Комбинированный автомобильный пейджер работает следующим образом. Перед выходом из машины включают, потайной тумблер SA1 и подают на схему напряжение питания +12 В. Канал, который обслуживает передатчик, сразу же переходит в режим охраны, что позволяет владельцу проверить радиосвязь и точнее настроить радиоприемник. Канал звуковой сигнализации переходит в режим охраны через 15 с после включения тумблера SA1, что позволяет владельцу спокойно выйти из автомобиля и закрыть дверь.
Рис. 4.54, Принципиальная электрическая схема пейджера
При замыкании любого контактного датчика SB1 — SBn или при срабатывании сенсорного датчика через 5 с включается непрерывный звуковой сигнал. Временная задержка необходима владельцу для отключения питания сигнализации потайным тумблером SA1. Если устройство в течение этого времени не будет отключено, в течение 15 с будет раздаваться звуковой тревожный сигнал и работать передатчик. Затем устройство переходит в режим охраны.
Принципиальная электрическая схема пейджера приведена на рис. 4.54. Сенсорный датчик состоит из пьезоэлектрической головки В1 от монофонического электропроигрывателя и двухкаскадного усилителя, собранного на транзисторах VT1 и VT2. Иголка пьезоэлектрической головки В1 прикасается к металлу кузова, и при любом механическом воздействии в ней возникают электрические колебания, которые усиливаются этими каскадами и преобразуются элементами VD2, VD3, VT3
В отрицательный импульс. Этим импульсом запускается одновибратор на элементах DD1.1 и DD1.2, который через транзисторный ключ VT7 подает питание на высокочастотный генератор на транзисторе VT4. Генератор собран по схеме емкостной трехточки, к колебательному контуру которого подключается штыревая антенна длиной 30 — 50 см. Антенна размещается за лобовым стеклом автомобиля. Модулируется высокочастотный генератор (передатчик) сигналом мультивибратора на элементах DD1.3 и DD1.4 при помощи стабилитрона VD5, который в данной схеме используется в качестве варикапа. Время работы передатчика зависит от времени заряда конденсатора С13. Элемент DD2.1 исключает зацикливание схемы после заряда С13, формируя на выходе (вывод 3) лог. "0", который запирает транзистор VT3 и переводит устройство в режим охраны.
Второй капал выполнен на элементах DD2.2, DD2.3 и DD2.4. При поступлении на вывод 6 DD2.2 уровня лог. "0" через замкнутые контакты тумблера SA2 или через диод VD6 с контактных датчиков SB1 — SBn (при замыкании их на корпус) на выводе 10 элемента DD2.3 появляется нулевой потенциал, и конденсатор С17 через резистор R17 начнет разряжаться. Задержка включения звукового сигнала тревоги (5 с) определяется параметрами цепи, состоящей из резистора R17 и конденсатора С17. После перезаряда емкости конденсатора С17 на выходе элемента DD2.4 появляется уровень лог. "1", поступающий на базу транзистора VT5, который, в свою очередь, откроет транзистор VT6 и тиристор VS1. Сработает реле К1, контакты которого подключат сигнальное устройство автомобиля, и зазвучит тревожный звуковой сигнал. Время звучания сигнала (15 с) определяется временем заряда конденсатора С14 через сопротивление резистора R15. После заряда конденсатора С14 схема переходит в режим охраны.
Длительность задержки срабатывания системы (15 с) при включении устройства потайным тумблером SA1 определяется временем заряда конденсатора С15 через резистор R16.
Печатная плата комбинированного пейджера приведена па рис. 4.55. Подключение устройства к элементам автомобиля производится через контакты, обозначенные XI.1 —XI.6. Пьезоэлектрическая головка В1 типа ГЗП308 крепится к корпусу автомобиля при помощи хомута так, чтобы иголка была прижата к металлической поверхности кузова. Реле К1 можно использовать штатное, звуковых сигналов, или поставить дополнительное, например, реле включения фар РС-627 или реле стартера типа РС-502 или РС-507. В схеме можно использовать любые кремниевые диоды, подходящие по мощности. Конденсаторы С13, С14, С15 и С17 должны иметь минимальный ток утечки, лучше использовать типа К53-4 или К50-35. Все транзисторы КТ315 можно заменить на КТ3102, КТ361 — КТ3107, а КТ815 на один из КТ801, КТ807, КТ817. Катушка L1 бескаркасная, она наматывается на оправке диаметром 8 мм и содержит 4 витка провода ПЭВ 0,5 мм. Катушка L2 намотана на резисторе сопротивлением более 100 кОм и содержит 100 витков провода ПЭВ 0,12 мм.
Размещение деталей пейджера на печатной плате приведено на рис. 4.56.
Рис. 4.55. Печатная плата комбинированного пейджера
В настройке нуждается только передатчик, Вращением роторов конденсаторов С8 и С9 нужно установить его частоту в пределах незанятого участка диапазона и добиться максимальной дальности приема на контрольный приемник.
Контрольным приемником может служить любой любительский УКВ ЧМ диапазона или собранный на специализированной микросхеме К174ХА34 с низковольтным питанием. Такая схема может быть с успехом помещена в корпус небольшого брелка.