Комбинированный автомобильный пейджер

Комбинированный автомобильный пейджер предназначен для охраны авто­мобиля и оповещения владельца о состоянии его во время стоянки.

Сигнализа­ция комбинированная: включается звуковой сигнал автомобиля и радиопере­датчик УКВ ЧМ радиовещательного диапазона, что позволяет дистанционно предупредить владельца о попытке покушения на его автомобиль. Дальность действия до 200 м.

Комбинированный пейджер имеет два типа датчиков — сенсорный В1, реаги­рующий на прикосновение и удары, и контактные SB1 — SBn дверных выключа­телей, капота и крышки багажника. Устройство имеет два канала. Это позволяет посредством переключения тумблера SA2 изменять алгоритм его работы. В случае, когда тумблер SA2 разомкнут, сенсорный датчик В1 работает исключи­тельно на радиопередатчик и не включает звуковую сигнализацию. Звуковая сигнализация включается только при замыкании контактных датчиков. Этот режим удобен, когда сенсорный датчик срабатывает ошибочно, например, от дождя или сильного ветра, и достаточно сильным звуковым сигналом беспокоит окружающих.

Основные технические характеристики устройства:

Время перехода в режим охраны, с ................................................................................. 15

Время задержки срабатывания звуковой сигнализации, с ......................................... 5

Включение передатчика.............................................................................. без задержки.

Продолжительность сигнала тревоги, с.......................................................................... 15

Частотный диапазон, МГц....................................................................................... 64 — 108

Размеры, мм....................................................................................................................... 70'75

Комбинированный автомобильный пейджер работает следующим образом. Перед выходом из машины включают, потайной тумблер SA1 и подают на схему напряжение питания +12 В. Канал, который обслуживает передатчик, сразу же переходит в режим охраны, что позволяет владельцу проверить радиосвязь и точнее настроить радиоприемник. Канал звуковой сигнализации переходит в режим охраны через 15 с после включения тумблера SA1, что позволяет владель­цу спокойно выйти из автомобиля и закрыть дверь.

рис. 4.54, принципиальная электрическая схема пейджера

Рис. 4.54, Принципиальная электрическая схема пейджера 

При замыкании любого контактного датчика SB1 — SBn или при срабатыва­нии сенсорного датчика через 5 с включается непрерывный звуковой сигнал. Временная задержка необходима владельцу для отключения питания сигнали­зации потайным тумблером SA1. Если устройство в течение этого времени не будет отключено, в течение 15 с будет раздаваться звуковой тревожный сигнал и работать передатчик. Затем устройство переходит в режим охраны.

Принципиальная электрическая схема пейджера приведена на рис. 4.54. Сен­сорный датчик состоит из пьезоэлектрической головки В1 от монофонического электропроигрывателя и двухкаскадного усилителя, собранного на транзисторах VT1 и VT2. Иголка пьезоэлектрической головки В1 прикасается к металлу кузова, и при любом механическом воздействии в ней возникают электрические колебания, которые усиливаются этими каскадами и преобразуются элементами VD2, VD3, VT3

В отрицательный импульс. Этим импульсом запускается одновибратор на элементах DD1.1 и DD1.2, который через транзисторный ключ VT7 подает питание на высокочастотный генератор на транзисторе VT4. Генератор собран по схеме емкостной трехточки, к колебательному контуру которого подключает­ся штыревая антенна длиной 30 — 50 см. Антенна размещается за лобовым стеклом автомобиля. Модулируется высокочастотный генератор (передатчик) сигналом мультивибратора на элементах DD1.3 и DD1.4 при помощи стабилитрона VD5, который в данной схеме используется в качестве варикапа. Время работы передатчика зависит от времени заряда конденсатора С13. Элемент DD2.1 исключает зацикливание схемы после заряда С13, формируя на выходе (вывод 3) лог. "0", который запирает транзистор VT3 и переводит устройство в режим охраны.

Второй капал выполнен на элементах DD2.2, DD2.3 и DD2.4. При поступлении на вывод 6 DD2.2 уровня лог. "0" через замкнутые контакты тумблера SA2 или через диод VD6 с контактных датчиков SB1 — SBn (при замыкании их на корпус) на выводе 10 элемента DD2.3 появляется нулевой потенциал, и конденсатор С17 через резистор R17 начнет разряжаться. Задержка включения звукового сигнала тревоги (5 с) определяется параметрами цепи, состоящей из резистора R17 и конденсатора С17. После перезаряда емкости конденсатора С17 на выходе элемента DD2.4 появляется уровень лог. "1", поступающий на базу транзистора VT5, который, в свою очередь, откроет транзистор VT6 и тиристор VS1. Сработает реле К1, контакты которого подключат сигнальное устройство автомобиля, и зазвучит тревожный звуковой сигнал. Время звучания сигнала (15 с) определяется временем заряда конденсатора С14 через сопротивление резистора R15. После заряда конденсатора С14 схема переходит в режим охраны.

Длительность задержки срабатывания системы (15 с) при включении устрой­ства потайным тумблером SA1 определяется временем заряда конденсатора С15 через резистор R16.

Печатная плата комбинированного пейджера приведена па рис. 4.55. Под­ключение устройства к элементам автомобиля производится через контакты, обозначенные XI.1 —XI.6. Пьезоэлектрическая головка В1 типа ГЗП308 кре­пится к корпусу автомобиля при помощи хомута так, чтобы иголка была прижата к металлической поверхности кузова. Реле К1 можно использовать штатное, звуковых сигналов, или поставить дополнительное, например, реле включения фар РС-627 или реле стартера типа РС-502 или РС-507. В схеме можно использо­вать любые кремниевые диоды, подходящие по мощности. Конденсаторы С13, С14, С15 и С17 должны иметь минимальный ток утечки, лучше использовать типа К53-4 или К50-35. Все транзисторы КТ315 можно заменить на КТ3102, КТ361 — КТ3107, а КТ815 на один из КТ801, КТ807, КТ817. Катушка L1 бескаркасная, она наматывается на оправке диаметром 8 мм и содержит 4 витка провода ПЭВ 0,5 мм. Катушка L2 намотана на резисторе сопротивлением более 100 кОм и содержит 100 витков провода ПЭВ 0,12 мм.

Размещение деталей пейджера на печатной плате приведено на рис. 4.56.

рис. 4.55. печатная плата комбинированного пейджера

Рис. 4.55. Печатная плата комбинированного пейджера

В настройке нуждается только передатчик, Вращением роторов конденсато­ров С8 и С9 нужно установить его частоту в пределах незанятого участка диа­пазона и добиться максимальной дальности приема на контрольный приемник.

Контрольным приемником может служить любой любительский УКВ ЧМ диапазона или собранный на специализированной микросхеме К174ХА34 с низковольтным питанием. Такая схема может быть с успехом помещена в кор­пус небольшого брелка.


create a website http://www.SaitVizitka123.ru