При разработке автомобильных сигнализаций неизменно возникает вопрос, каким образом можно обеспечить незаметное для окружающих отключение сигнализации.
В рассматриваемых схемах различной радиолюбительской литературы, как правило, используются устройства с задержкой включения сигнала или без задержки, с отключением сигнализации при помощи "потайного" геркона или тумблера, с помощью пульта на инфракрасных лучах или в радиодиапазоне.
Если использовать устройства с задержкой срабатывания, то у похитителя есть 5 —10 с для того, чтобы разбить стекло в двери водителя, протянуть руку к рычагу открывания капота, и отключить аккумулятор. Затем, в спокойной обстановке, разобраться с сигнализацией или просто отбуксировать автомобиль.
Устройства сигнализации без задержки срабатывания будут будить по утрам соседей и вызывать всеобщее неудовольствие.
Разгадать размещение геркона несложно, а системы на инфракрасных лучах и СВЧ диапазона не для всех доступны из-за своей сложности. К тому же существуют сканеры для вскрытия этих систем.
Установка зарубежных охранных устройств с высоким уровнем защиты доступна по цене только состоятельным владельцам автомобилей.
В данном разделе рассматриваются оригинальные устройства сигнализации, которые по своему построению коренным образом отличаются от рассмотренных выше устройств, работающих по известным принципам. Некоторые из предлагаемых схемотехнических решений из коммерческих соображений приводятся без печатных плат.
Автосторож с необычным отключением
Рассматриваемая противоугонная автомобильная сигнализация имеет акустический датчик. Это позволяет управлять сигнализацией при помощи системы "условных стуков".
Сигнализация имеет два режима работы: в первом режиме звуковой сигнал включается сразу же после срабатывания системы, во втором — с десятисекундной задержкой. Переключение режимов работы сигнализации осуществляется следующим образом. На приборной панели автомобиля устанавливается цифровой светодиодный индикатор, цифры на котором постоянно с частотой 1 Гц меняются от пуля до девяти. Владелец автомобиля заранее программирует одну из цифр, например 3. Дальнейшие действия следующие. Владелец подходит к автомобилю и наблюдает за индикатором. Как только высветится цифра 3, ему нужно постучать но дверце или в место, которое ближе всего расположено к акустическому датчику. Система срабатывает, но сигнал тревоги включится с десятисекундной задержкой, необходимой владельцу для отключения сигнализации из салона автомобиля.
Если посторонний человек постучит в любой другой момент, система мгновенно сработает, и раздастся звуковой тревожный сигнал. Постороннему наблюдателю догадаться, в чем дело, довольно сложно, особенно если светодиодный индикатор расположить на одном табло с электронными часами, там где должен быть разряд единиц секунд.
Основные технические характеристики автосторожа:
Время перехода в режим охраны, с..................................................... 20
Время задержки срабатывания сигнализации:
В первом режиме (с задержкой), с.................................................... 10
Во втором режиме (без задержки)....................................... мгновенно
Продолжительность звучания сигнала тревоги, с............................... 20
Частота переключений индикатора, Гц.......................................................... 1
Рис. 4.65. Принципиальная электрическая схема сигнализации
Наличие акустического датчика.
Принципиальная схема сигнализации приведена на рис. 4.65. В качестве акустического датчика используется малогабаритный микрофон Ml, резистор R2 служит для установки чувствительности датчика. На транзисторах VT1 —VT3 и диодах VD1, VD2 выполнен низкочастотный усилитель и амплитудный детектор. При ударе рядом с микрофоном возникают низкочастотные колебания, которые поступают на двухкаскадный усилитель па транзисторах VT1 и VT2. Усиленный сигнал поступает на детектор (VD1 и VD2), па выходе которого формируется положительный импульс, поступающий на базу транзистора VT3. С коллектора транзистора VT3 отрицательный импульс поступает на вход триггера, собранного на элементах DD1.1hDD1.2,h переводит его из режима охраны в режим тревоги. Нулевой уровень с вывода 4 триггера поступает на вывод 5 элемента DD2.2 и через цепь временной задержки R7, С6 (10 с) — на вывод I элемента DD2.1.
На вторые входы элементов DD2.1 и DD2.2 поступают сигналы от счетчика DD3, на счетный вход С (вывод 4) которого подаются импульсы с частотой 1 Гц от мультивибратора, собранного на элементах DD1.3 и DD1.4. К выходам счетчика через преобразователь уровня на микросхеме DD4 подключен цифровой светодиодный индикатор HL1. В тот момент, когда счетчик DD3 досчитает до заданного числа (по схеме цифра 5), на катоды диодов VD6 и VD7 поступят лог. "1", которые запирают диоды. При этом уровень лог. "1" через резистор R14 поступает на вывод 6 элемента DD2.2 и блокирует его (элемент, срабатывающий без задержки). Этот же сигнал поступает на выводы 12 и 13 элемента DD2.4, формируя на его выходе (вывод 11) низкий уровень, который открывает элемент DD2.1 (элемент, работающий с задержкой 10 с). Если в этот момент постучать но корпусу автомобиля рядом с микрофоном Ml, па выходе триггера (вывод 4 элемента DD1.2) сформируется уровень лог. "0", который поступит па мультивибратор и блокирует его, счетчик останавливается и включается режим с задержкой, длительность которого определяется параметрами элементов цени C6,R7.
В остальных состояниях счетчика элемент DD2.1 будет блокирован, a DD2.2 открыт, и звуковая сигнализация будет срабатывать без задержки. В обоих
Режимах сигнал высокого уровня с выходов элементов DD2.1 или DD2.2 через диоды VD4 и VD5 поступает на каскад управления звуковым сигналом, собранный на транзисторах VT4, VT5 и тиристоре VS1. Открытые транзисторы VT4 и VT5 включают тиристор VS1, который замыкает цепь питания обмотки реле К1 звуковых сигналов.
Каскад, собранный на элементе DD2.3, служит для установки времени задержки перехода сигнализации в режим охраны. Цепь RIO, C8 обеспечивает 20-ш секундную задержку включения системы при включении питания тумблером SA1. Цепью К9, С9 определяется продолжительность звучания сигнала тревоги. При номиналах элементов, указанных на схеме, это время составляет 20 с.
Акустический датчик можно выполнить па базе малогабаритного микрофона в металлическом корпусе или звукоснимателя от электрофона старою типа (с пьезоэлементом). Такой датчик прикрепляется к металлической поверхности корпуса автомобиля и реагирует па постукивание по кузову или па касание металлическим инструментом колес автомобиля.