Электронное охранное устройство работает совместно как с контактными (дверными) датчиками, так и с датчиком качания кузова.
Кроме того, в нем предусмотрена возможность изменения характера звучания ("звукового рисуй-ка") сигнала тревоги.
В описываемом автостороже использованы микросхемы структуры КМОП, обеспечивающие высокую экономичность но питанию. Сторож также имеет ряд эксплуатационных удобств, отсутствующих в других подобных устройствах. Переход автосторожа в режим охраны происходит при закрывании двери водителя (а не по истечении некоторого времени), сигналу тревоги присуще характерное звучание. Автосторож имеет светодиодный индикатор режима работы и переключатель режима звучания сигнала. В длительном режиме сигнал звучит до тех пор, пока не будет выключено питание, а в кратковременном — ограниченное время. При повторной попытке открывания дверей или качания автомобиля в кратковременном режиме сигнал звучит в два раза дольше, при третьей попытке — в шесть раз дольше.
Устройство допускает, в определенных пределах, осуществлять задержку срабатывания звукового сигнала при открывании двери водителя. Все временные соотношения определяются параметрами времязадающей цепи одного генератора.
Основные технические характеристики устройства:
Время перехода в режим охраны, с .................................................................................. 18
Время задержки срабатывания сигнализации (при открывании
Двери водителя или замыкании датчика качания), с...................................................... 6
Время звучания сигнала:
При первой попытке, с..................................................................................................... 24
При второй попытке, с.................................................................................................... 48
При третьей попытке, с ................................................................................................ 144
Звуковой рисунок: короткий-длинный-короткий; короткий в два
Раза меньше длинного. Интервал повторения серий сигналов, с........................... 7,5
Ток, потребляемый в режиме охраны не более, мА........................................................ 3
Размеры автосторожа, мм............................................................................................ 50 '45
Принципиальная схема автосторожа приведена на рис. 4.17. На рис. 4.18 показана схема подключения автосторожа к датчикам и элементам электрической схемы автомобиля.
Рис. 4.17, Принципиальная схема автосторожа
На рис. 4.18 SB1 — выключатель двери водителя (параллельно которому можно подключить датчик качания), SB2 —SBn — выключатели других дверей, капота и крышки багажника, SA1 — тумблер включения питания, SA2 — переключатель выбора режима работы, EL1 — лампа плафона, HL1 — светодиодный индикатор сторожевого режима, К1 — реле звукового сигнала автомобиля.
При включении питания (как при открытой, так и при закрытой двери водителя) короткий положительный импульс, формируемый дифференцирующей цепочкой С2, R3, устанавливает триггер DD2.1 и счетчик DD4.2 в нулевое состояние. Высокий уровень с инверсного выхода триггера DD2.1 через диод VD2 поступает на вход R триггера DD2.2 и устанавливает его в нулевое состояние. Аналогично высокий уровень с инверсного выхода триггера DD2.2 устанавливает в нулевое состояние счетчик DD4.1. Низкий уровень с прямого выхода триггера DD2.1, запрещает работу тактового генератора, собранного на элементах DD3.2, DD3.3. Светодиод HL1 светится непрерывно, индуцируя подачу питания на сторож.
При закрывании двери водителя положительный перепад с выхода элемента DD1.1 поступает на тактовый вход С триггера DD2.1 и переключает его в
Единичное состояние, поскольку на его входе D уровень лог. "1". Высокий уровень с прямого выхода триггера DD2.1 разрешает работу генератора, светодиод HL1 начинает мигать, сигнализируя о переходе автосторожа в режим охраны. В этом режиме ток, потребляемый от бортовой сети, составляет около 3 мА и расходуется в основном на включение светодиода HL1.
Если теперь открыть дверь водителя, триггер DD2.2 переключится в единичное состояние и низкий уровень с его инверсного выхода разрешит работу счетчика DD4.1 Сигналы с его выходов 1 и 4 поступают па входы элемента DD1.3
— сумматора но модулю 2. Если сторож не выключить через б с, на выходе 8 счетчика DD4.1 появится высокий уровень, которым через элемент DD1.4 откроется элемент DD3.4. Сигнал с выхода сумматора DD1.3 поступает на коммутатор тока, собранный па транзисторах VT2 — VT4 и управляющий включением реле звукового сигнала К1. При срабатывании реле зазвучит тревожный сигнал с определенным "рисунком": короткий-длиппый-короткий.
Длительность короткого сигнала равна половине длинного. Такие серии сигналов повторяются с интервалом 7,5 с.
Если дверь закрыть, то при разомкнутом выключателе SA2 — кратковременный режим, через 24 с, т. е. по окончании двух серий тревожных сигналов, па выходе 2 счетчика DD4.2 появится высокий уровень. Этот положительный перепад напряжения через диод VD4 поступает на дифференцирующую цепь С5, R5, которой формируется положительный импульс. Этим импульсом триггер DD2.2 переключается в исходное состояние, и автосторож переходит в режим охраны.
Повторная попытка открыть дверь приведет к тому, что через 6 с зазвучит сигнал тревоги, но, поскольку счетчик DD4.2 не установлен в пулевое состояние, высокий уровень па его выходе 2 появится только через 48 с. Длительность сигнала будет в два раза больше (рис. 4.19). При третьей попытке открыть дверь автомобиля положительный перепад в точке соединения диодов VD3 и VD4 появится только через 144 с и прозвучит 12 серий тревожных сигналов. При последующих попытках
— тревожный сигнал будет повторяться то из четырех, то из двенадцати серий.
Когда контакты переключателя SA2 замкнуты (длительный режим), диоды VD3 и VD4 закрыты постоянно и серии сигналов звучат до выключения сторожа.
Если в режиме охраны открыть любую другую дверь (кроме двери водителя), капот или крышку багажника, окажутся замкнутыми контакты одной из кнопок SB2 —SBn. Высокий уровень с выхода инвертора DD3.1 переключит триггер DD2.2 и разрешит работу счетчика DD4.1. Сигнал, сформированный на выходе сумматора DD1.3, пройдет через элемент DD3.4, так как на его второй вход через элемент DD1.4 поступает высокий уровень с выхода инвертора DD3.1. Сигнал тревоги включится практически мгновенно. Если открытую дверь, капот или крышку багажника после этого закрыть, то дальнейшее поведение автосторожа будет таким же, 0как при открывании и закрывании двери водителя.
Автосторож собран на двухсторонней печатной плате из фольгированного стеклотекстолита размером 50'45 мм. Чертеж платы приведен па рис. 4.20. При монтаже деталей на плату будьте внимательны — некоторые точки необходимо пропаять с обеих ее сторон.