Автомобильное охранное устройство на транзисторах устанавливается внутри салона автомобиля и обеспечивает включение звукового сигнала при проникновении постороннего в автомобиль.
Принципиальная электрическая схема устройства приведена на рис. 4.8.
Охранное устройство работает следующим образом. Перед выходом из автомобиля водитель включает тумблер SA1, установленный в потайном месте.
Рис. 4.8. Охранное устройство на транзисторах
При этом питающим напряжением +12 Б от аккумулятора через резистор R2 сопротивлением 5—10 МОм происходит заряд емкости С1. Время заряда конденсатора С1, определяется приближенно по формуле t=0JC1R2 (время — в секундах, если сопротивление в мегаомах, а емкость — в микрофарадах) и составляет 7—10 с. За это время водитель должен выйти из автомобиля и закрыть за собой дверь.
После заряда конденсатора С1 открывается нулевой транзистор VT1, и на сток транзистора VT2 поступает напряжение отрицательной полярности, так как отрицательная клемма аккумулятора заземлена на корпус автомобиля. На затвор транзистора VT2 подается "запирающий" положительный потенциал, который создается падением напряжения на резисторе R3. Ток, потребляемый автомобильным охранным устройством в режиме охраны, составляет единицы миллиампер.
Основные технические характеристики устройства следующие:
Время перехода в режим охраны, с .......................................................................... 7—10
Время задержки срабатывания сигнализации, с..................................................... 5 — 7
Продолжительность звучания сигнала тревоги, мин............................................. 1—2
Длительность звуковой посылки, с ............................................................................ 0,5
Длительность паузы, с................................................................................................... 1,5
Ток потребления в режиме охраны не более, мА ........................................................... 3
Размеры печатной платы, мм...................................................................................... 35 ' 35
При открывании двери водителя замыкаются контакты выключателя SB1, а при качании автомобиля срабатывает датчик качания SB2, при этом через резистор R1 на затвор транзистора VT2 поступает напряжение, открывающее его. Ток, протекающий через резистор R1, быстро заряжает "запоминающий" конденсатор С2, который в течение 1—2 мин будет поддерживать транзистор VT2 в открытом состоянии, даже если разомкнуть контакты выключателя SB1 и датчика SB2.
Ток, протекающий через открытый транзистор VT2 и резистор R6, заряжает конденсатор СЗ. За время 5 — 7 с напряжение на нем достигает 4 В. Если за это время тумблер SA1 не будет выключен, то мультивибратор, собранный на транзисторах VT3, VT4, из заторможенного состояния перейдет в автоколебательный режим. При этом электронный ключ на транзисторе VT5 будет периодически включать реле звуковых сигналов К1. Контактами этого реле включается штатное сигнальное устройство автомобиля.
При открывании остальных дверей автомобиля (кроме двери водителя), капота, крышки багажника замыкаются выключатели SB3— SBn. При этом конденсатор СЗ мгновенно заряжается до напряжения питания, что приводит к немедленному срабатыванию звуковой сигнализации автомобиля.
Рис. 4.9. Печатная плата охранного сторожа и размещение на ней элементов
Настройка охранного сторожа заключается в установке длительности и периодичности повторения звуковых сигналов. Время звучания звуковой сигнализации после закрытия дверей автомобиля определяется по формуле t3=0,7C2R3 и может регулироваться подбором емкости конденсатора С2. Длительность сигнальных посылок и пауза между ними определяются емкостями конденсаторов С4 и С5. Для указанных на схеме номиналов этих элементов длительность звучания и паузы соответственно равны 0,5 и 1,5 с.
При монтаже схемы следует пользоваться заземленным паяльником, иначе его электростатический потенциал может вывести из строя полевые транзисторы VT1 и VT2. В схеме полевые транзисторы VT1, VT2 типа КП103 можно заменить на КП301, а транзистор VT5 типа КТ816Б — на КТ818 А —Г или КТ837. Все электролитические конденсаторы в схеме должны быть с малыми токами утечки.
Этим требованиям удовлетворяют танталовые конденсаторы типа ЭТ, можно использовать конденсаторы типов К52, К53 с различными индексами. В автомобилях, не оборудованных реле К1 включения звуковых сигналов, необходимо установить дополнительное реле тина РС-527, используемое в цепи включения фар автомобиля, или реле стартера типа РС-507Б. Устройство выполнено па печатной плате размером 35 '35 мм из одностороннею фольгированного стеклотекстолита или гетинакса. Печатная плата и размещение па пей элементов устройства представлены на рис. 4.9.