Аккумуляторная батарея

Потребители электроэнергии на автомобиле должны питаться то­ком при работающем и неработающем двигателе.

Во время работы двигателя источником тока служит генератор, превращающий механическую энергию в электрическую. При неработающем двигате­ле, когда генератор не вырабатывает электроэнергии, необходим дру­гой источник тока.

Для питания потребителей при неработающем двигателе исполь­зуют химический источник постоянного тока — аккумуляторную ба­тарею, в которой химическая энергия превращается в электрическую. Характерной особенностью аккумуляторных батарей является то, что после разряда можно восстановить их способность вырабатывать ток, если через них пропускать постоянный ток в обратном направле­нии в течение определенного времени.

Процесс восстановления работоспособности аккумуляторной бата­реи путем пропускания через нее тока в обратном направлении на­зывается зарядом аккумулятора.

Свинцовый аккумулятор в простейшем виде состоит из двух свин­цовых пластин, погруженных в раствор серной кислоты и дистилли­рованной воды определенной концентрации. Этот раствор называется электролитом. Если в аккумулятор налить электролит, то серная кислота будет взаимодействовать со свинцовыми пластинами и в результате химической реакции на их поверхности появится слой серно-кислого свинца. При пропускании постоянного тока через такой элемент электролит под его действием разлагается и происходит хи­мическая реакция, в результате которой сернокислый свинец поло­жительной пластины превращается в перекись свинца коричневого цвета, а на отрицательной пластине — в губчатый свинец серого цвета. Плотность электролита при этом увеличивается за счет обра­зования серной кислоты, а на выводах аккумулятора появится на­пряжение. Такой процесс называется зарядом.

При подключении к заряженному аккумулятору потребителей ток в нем пойдет в обратном направлении и это вызовет обратную хими­ческую реакцию. Теперь из электролита будет удаляться серная кислота и выделяться вода, а на пластинах аккумулятора вновь будет образовываться сернокислый свинец. Плотность электролита и напряжение на выводах аккумулятора будет уменьшаться. Такой процесс называется разрядом. На автомобиле устанавливают не один аккумулятор, а батарею, состоящую из нескольких аккумулято­ров, соединенных последовательно между собой.

Стартерная свинцовая аккумуляторная батарея (рис. 66) состоит из моноблока, положительных и отрицательных пластин, сепарато­ров, крышек и соединительных перемычек.

рис 66. устройство свинцовой аккумуляторной батареи: а — общий вид. 6 — блок пластин

Рис 66. Устройство свинцовой аккумуляторной батареи: а — общий вид. 6 — блок пластин

Моноблок (бак) аккумуляторной батареи изготовлен из кислото­упорной пластмассы или эбонита. Он разделен перегородками, обра­зующими отсеки для отдельных аккумуляторов. На дне моноблока имеются ребра, на которые опираются пластины; этим пластины пре­дохраняются от короткого замыкания осадками, собирающимися на дне.

Ной массой, которая принимает непосредственное участие в химиче­ских процессах во время заряда и разряда. Активная масса положи-тельных пластин состоит из перекиси свинца, а отрицательных — из губчатого свинца. Для увеличения площади соприкосновения активной массы с электролитом ее делают пористой. Чтобы увеличить количест­во активной массы, одновременно принимающей участие в химических процессах и уменьшить внутреннее сопротивление батареи изготав­ливают несколько одноименных пластин, соединенных между собой параллельно в полублоки. Полублоки собирают в блоки (рис. 66, б).

Положительных пластин в полублоке должно быть на одну меньше, чем отрицательных, с тем, чтобы в блоках положительные пластины были размещены между отрицательными. Такое взаимное расположе­ние обеспечивает использование обеих сторон положительных пластин. Если в химической реакции будет принимать участие только одна сто­рона положительной пластины, то пластина будет быстро разру­шаться.


create a website http://www.SaitVizitka123.ru