Крышки закрывают аккумуляторы сверху и предохраняют от по­падания в них грязи и различных веществ

Сепараторы размещены между разноименными пластинами и предо­храняют их от непосредственного соприкосновения (короткого замы­кания).

Сепаратор представляет собой прокладку, изготовленную из пористой пластмассы, стекловаты или дерева. Сепаратор должен хо­рошо пропускать через себя электролит, что необходимо для нормаль­ного протекания химических процессов во время заряда и разряда. Деревянный сепаратор с одной стороны имеют ребристую поверхность, которой он обращен к положительной пластине.

Крышки закрывают аккумуляторы сверху и предохраняют от по­падания в них грязи и различных веществ, а также от выплескивания электролита. В крышке сделаны отверстия для заполнения аккумуля­тора электролитом, контроля его уровня и для выводных штырей. Конт­рольно-заливное отверстие закрыто пробкой с вентиляционным от­верстием. В некоторых аккумуляторах вентиляционное отверстие вы­полнено в крышке отдельно. По краям крышка уплотнена мастикой, предохраняющей от попадания в аккумулятор грязи и от вытекания электролита.

Электролит представляет собой смесь химически чистой сер­ной кислоты и дистиллированной воды. Электролит, употребляемый для заполнения аккумуляторов, должен иметь определенную плот­ность.

Новые аккумуляторы с сухими заряженными пластинами заполня­ют электролитом плотностью от 1,28 до 1,25 г/см. Выбирая плотность электролита, необходимо учитывать климатический пояс и время года. В условиях низких температур плотность электролита должна быть большей, а при высокой температуре — меньшей.

Во время приготовления электролита необходимо кислоту лить тонкой струей в воду. Смешивание воды с кис­лотой связано с выделением тепла и если лить воду в кислоту, то сме­шивание протекает настолько бурно, что кислота разбрызгивается, выплескивается из сосуда и может причинить ожоги.

Напряжение на выводах свинцовых аккумуляторов независимо от их размеров и количества пластин одинаково. В заряженном состоянии напряжение одного аккумулятора равно 2 В; при разрядке напря­жение снижается. Во время пользования аккумулятором нельзя до­пускать снижения напряжения ниже 1,7 В, так как это приводит к его порче.

На современных автомобилях применяют приборы электрообору­дования, рассчитанные на напряжение 12 В. Чтобы получить такое напряжение, необходимо шесть аккумуляторов соединить последова­тельно свинцовыми перемычками.

Емкость аккумулятора определяется количеством электричества, которое может дать заряженный аккумулятор при разряде до допусти­мого предела {снижение напряжения до 1,7 В). Измеряется емкость ампер-часами. Ампер-часом называется емкость такого аккумулятора, который может давать ток силой в 1 А в течение 1 ч. Емкость зависят от размера пластин и их количества, т. е. от количества активной мас­сы, соприкасающейся с электролитом, силы разрядного тока и темпе­ратуры электролита.

Чем больше сила разрядного тока, тем меньше становится емкость батареи. Снижение температуры электролита на Г С (от температуры + 30° С) снижает емкость примерно на 1%.

На автомобилях ЗИЛ-130 устанавливают аккумуляторные батареи 6СТ-78ЭМСЗ, на ГАЗ-53А — 6СТ-68ЭМ и на ГАЗ-24 «Волга» — 6СТ-54ЭМ. Марки аккумуляторных батарей расшифровывают так: первая цифра обозначает количество аккумуляторов в батарее; буквы СТ — стартер на я; число после букв — емкость батареи в ампер-ча­сах. Последние буквы обозначают материал бака, сепараторов и в каком состоянии батареи поступают в автотранспортное предприятие: Э — эбонит; П — пластмасса; Д — дерево; М — мипласт; С — стек­ло — войлок; 3 — аккумуляторная батарея сухозаряженная.

Для определения полярности на выводах проставляют знаки «+», «—». Кроме того, отрицательный вывод делают тоньше положительно­го. Если нет опознавательных знаков и выводы по толщине разли­чить трудно, то необходимо установить батарею на автомобиль и, под­ключив клеммы, включить свет. Если стрелка амперметра при нера­ботающем двигателе покажет разряд, то батарея включена правильно.

Гарантийный срок работы аккумуляторных батарей зависит от материала сепараторов, а также от качества применяемых материалов и колеблется в пределах 1,5—2 лет при нормальной эксплуатации.

В настоящее время широкое распространение получили сухозаряженные аккумуляторные батареи, т. е. батареи, поступающие с за­вода в заряженном виде без электролита. Перед употреблением такие батареи необходимо привести в рабочее состояние, выполнив следую­щие операции:

Удалить из-под пробок герметизирующие диски; прочистить вен­тиляционные отверстия и залить электролит в каждый аккумулятор. Плотность электролита должна соответствовать сезону и климатиче­скому поясу {табл. 4); уровень электролита должен быть на 10—15 мм выше предохранительного щитка, в течение 2—3 ч пластины должны пропитываться электролитом, после чего долить электролит до уровня.

Подзарядить аккумулятор (сила тока должна быть чи­сленно равна 0,1 емкости) в течение 5 ч; если этого недо­статочно, то зарядный ток снижают и продолжают заряд в течение 2—3 ч. Признаком конца заряда является обиль­ное газовыделение (кипение электролита) и постоянные плотность электролита и на­пряжение батареи в течение 3 ч;

Если плотность электро­лита к концу заряда не бу­дет соответствовать норме, то ее нужно довести до нормы доливкой дистиллированной воды или электролита повы­шенной плотности.

рис. 67. проверка аккумуляторной батареи

Рис. 67. Проверка аккумуляторной батареи:

А — уровня электролита; б — электрического на­пряжения; в — плотности электролита

Степень заряженности ак­кумуляторов (рис. 67) про­веряют ареометром и нагру­зочной вилкой. Ареометр из­готовлен в виде стеклянной трубки, запаянной с обеих сторон. В нижней части по­мещен груз, а в верхней (тонкой части) расположена шкала. Чем выше всплывает ареометр, тем большей будет плотность электролита.


create a website http://www.SaitVizitka123.ru