Сепараторы размещены между разноименными пластинами и предохраняют их от непосредственного соприкосновения (короткого замыкания).
Сепаратор представляет собой прокладку, изготовленную из пористой пластмассы, стекловаты или дерева. Сепаратор должен хорошо пропускать через себя электролит, что необходимо для нормального протекания химических процессов во время заряда и разряда. Деревянный сепаратор с одной стороны имеют ребристую поверхность, которой он обращен к положительной пластине.
Крышки закрывают аккумуляторы сверху и предохраняют от попадания в них грязи и различных веществ, а также от выплескивания электролита. В крышке сделаны отверстия для заполнения аккумулятора электролитом, контроля его уровня и для выводных штырей. Контрольно-заливное отверстие закрыто пробкой с вентиляционным отверстием. В некоторых аккумуляторах вентиляционное отверстие выполнено в крышке отдельно. По краям крышка уплотнена мастикой, предохраняющей от попадания в аккумулятор грязи и от вытекания электролита.
Электролит представляет собой смесь химически чистой серной кислоты и дистиллированной воды. Электролит, употребляемый для заполнения аккумуляторов, должен иметь определенную плотность.
Новые аккумуляторы с сухими заряженными пластинами заполняют электролитом плотностью от 1,28 до 1,25 г/см. Выбирая плотность электролита, необходимо учитывать климатический пояс и время года. В условиях низких температур плотность электролита должна быть большей, а при высокой температуре — меньшей.
Во время приготовления электролита необходимо кислоту лить тонкой струей в воду. Смешивание воды с кислотой связано с выделением тепла и если лить воду в кислоту, то смешивание протекает настолько бурно, что кислота разбрызгивается, выплескивается из сосуда и может причинить ожоги.
Напряжение на выводах свинцовых аккумуляторов независимо от их размеров и количества пластин одинаково. В заряженном состоянии напряжение одного аккумулятора равно 2 В; при разрядке напряжение снижается. Во время пользования аккумулятором нельзя допускать снижения напряжения ниже 1,7 В, так как это приводит к его порче.
На современных автомобилях применяют приборы электрооборудования, рассчитанные на напряжение 12 В. Чтобы получить такое напряжение, необходимо шесть аккумуляторов соединить последовательно свинцовыми перемычками.
Емкость аккумулятора определяется количеством электричества, которое может дать заряженный аккумулятор при разряде до допустимого предела {снижение напряжения до 1,7 В). Измеряется емкость ампер-часами. Ампер-часом называется емкость такого аккумулятора, который может давать ток силой в 1 А в течение 1 ч. Емкость зависят от размера пластин и их количества, т. е. от количества активной массы, соприкасающейся с электролитом, силы разрядного тока и температуры электролита.
Чем больше сила разрядного тока, тем меньше становится емкость батареи. Снижение температуры электролита на Г С (от температуры + 30° С) снижает емкость примерно на 1%.
На автомобилях ЗИЛ-130 устанавливают аккумуляторные батареи 6СТ-78ЭМСЗ, на ГАЗ-53А — 6СТ-68ЭМ и на ГАЗ-24 «Волга» — 6СТ-54ЭМ. Марки аккумуляторных батарей расшифровывают так: первая цифра обозначает количество аккумуляторов в батарее; буквы СТ — стартер на я; число после букв — емкость батареи в ампер-часах. Последние буквы обозначают материал бака, сепараторов и в каком состоянии батареи поступают в автотранспортное предприятие: Э — эбонит; П — пластмасса; Д — дерево; М — мипласт; С — стекло — войлок; 3 — аккумуляторная батарея сухозаряженная.
Для определения полярности на выводах проставляют знаки «+», «—». Кроме того, отрицательный вывод делают тоньше положительного. Если нет опознавательных знаков и выводы по толщине различить трудно, то необходимо установить батарею на автомобиль и, подключив клеммы, включить свет. Если стрелка амперметра при неработающем двигателе покажет разряд, то батарея включена правильно.
Гарантийный срок работы аккумуляторных батарей зависит от материала сепараторов, а также от качества применяемых материалов и колеблется в пределах 1,5—2 лет при нормальной эксплуатации.
В настоящее время широкое распространение получили сухозаряженные аккумуляторные батареи, т. е. батареи, поступающие с завода в заряженном виде без электролита. Перед употреблением такие батареи необходимо привести в рабочее состояние, выполнив следующие операции:
Удалить из-под пробок герметизирующие диски; прочистить вентиляционные отверстия и залить электролит в каждый аккумулятор. Плотность электролита должна соответствовать сезону и климатическому поясу {табл. 4); уровень электролита должен быть на 10—15 мм выше предохранительного щитка, в течение 2—3 ч пластины должны пропитываться электролитом, после чего долить электролит до уровня.
Подзарядить аккумулятор (сила тока должна быть численно равна 0,1 емкости) в течение 5 ч; если этого недостаточно, то зарядный ток снижают и продолжают заряд в течение 2—3 ч. Признаком конца заряда является обильное газовыделение (кипение электролита) и постоянные плотность электролита и напряжение батареи в течение 3 ч;
Если плотность электролита к концу заряда не будет соответствовать норме, то ее нужно довести до нормы доливкой дистиллированной воды или электролита повышенной плотности.
Рис. 67. Проверка аккумуляторной батареи:
А — уровня электролита; б — электрического напряжения; в — плотности электролита
Степень заряженности аккумуляторов (рис. 67) проверяют ареометром и нагрузочной вилкой. Ареометр изготовлен в виде стеклянной трубки, запаянной с обеих сторон. В нижней части помещен груз, а в верхней (тонкой части) расположена шкала. Чем выше всплывает ареометр, тем большей будет плотность электролита.