Из фильтра масло поступает в распределительную камеру

Часть масла от насоса через ограничительный клапан, кран и мас­лопровод поступает к масляному радиатору. Охлажденное в радиа­торе масло стекает в поддон картера.

Для предохранения системы от чрезмерного повышения давления в насосе установлен редукцион­ный клапан. Для непрерывной подачи масла в центральную магист­раль (в случае засорения фильтра или при пуске холодного двигателя) в системе установлен перепускной клапан.

Система смазки двигателя ЗИЛ-130 показана на рис. 24. Масло из поддона картера через маслоприемник засасывается в масляный на­сос. Нижняя часть масляного насоса подает масло к радиатору, а от­туда в поддон картера. Верхняя часть под давлением через канал в задней перегородке блока цилиндров подает масло для очистки в корпус масляного фильтра.

Из фильтра масло поступает в распределительную камеру, распо­ложенную в задней перегородке блока цилиндров, и далее в два про­дольных магистральных канала, выполненных в левом и правом ря­дах цилиндров. Из магистральных каналов масло под давлением по­дается к направляющим втулкам толкателей, к опорным шейкам рас­пределительного вала и к коренным подшипникам коленчатого вала, а по каналу в теле вала — к шатунным подшипникам. Из передне­го конца правого магистрального канала масло подается для смазки компрессора. В средней шейке распределительного вала выполнены отверстия, при совпадении которых с отверстиями в блоке цилиндров (один раз при каждом обороте распределительного вала) пульсирующая струя масла подается в каналы головки цилиндров. Из этих кана­лов через пазы на опорных поверхностях стоек, ось коромысел и за­зоры между стенками отверстий и болтом, проходящим через стойки, масло поступает внутрь полой оси коромысел (рис. 24, а) и через от­верстия в стенке оси к втулкам коромысел.

Из зазора между осью коромысел и отверстием в коромысле масло через канал, выполненный в коротком плече, поступает для смазки сферических опор штанг (рис. 24, б), а часть его попадает на стержни клапанов и механизмы их поворота. В передней шейке распредели­тельного вала имеется канал для подачи масла под давлением к упор­ному фланцу. Остальные детали двигателя смазываются разбрызги­ванием н самотеком.

На стенки цилиндров масло выбрызгивается из отверстий в теле шатунов в момент их совпадения с масляным каналом коленчатого ва­ла (рис. 24, в). Масло, снимаемое со стенок цилиндров маслосъемным кольцом, через отверстия в канавке поршня отводится внутрь порш­ня и смазывает опоры поршневого пальца в бобышках поршня и верх­ней головки шатуна.

Распределительные шестерни смазываются маслом, поступающим самотеком по каналам для стока масла из головки цилиндров.

рис 25 схема системы смазки двигателя змз 53 40

Рис 25 Схема системы смазки двигателя ЗМЗ 53 40

 

В системе смазки двигателя ЗМЗ-53 (рис. 25) под давлением смазы­ваются коренные и шатунные подшипники коленчатого-вала, подшип­ники распределительного вала, ось коромысел и вал привода прерывателя-распределителя и мас­ляного насоса. Часть мас­ла от насоса поступает не­посредственно в фильтр центробежное очистки.

Цилиндры, втулки верх­них головок шатунов, стержни клапанов, порш­невые пальцы, толкатели и кулачки распределитель­ного вала смазываются разбрызгиванием масла.

Шестерни привода рас­пределительного вала сма­зываются маслом, стекаю­щим из фильтра центро­бежной очистки, а привод прерывателя-распределите­ля и его шестерни — мас­лом, поступающим из по­лости, расположенной меж­ду пятой шейкой распре­делительного вала и заглушкой блока цилиндров.

Масляный насос предназначен для создания давления в системе смазки и размещается в картере двигателя (24Д) или снаружи картера (ЗИЛ-130, ЗМЗ-53).

Насос (рис. 26) состоит из литого корпуса, одной (24Д) или двух пар (ЗИЛ-130, ЗМЗ-53) шестерен. В каждой паре одна из шестерен на­сажена свободно на оси, а другая — на шпонке приводного вала. Снизу насос закрыт крышкой. При наличии двух пар шестерен насос разде­ляется непроницаемой стальной перегородкой на две секции. Валик с ведущей шестерней приводится во вращение от пары косозубых шес­терен, одна из которых находится на распределительном валу, а дру­гая — на валу привода насоса. При вращении шестерен их зубья захватывают масло у входных отверстий, проносят его у стенок корпуса и выдавливают у входных отверстий. В насос масло попа­дает от маслоприемников, находящихся непосредственно в картере двигателя.


create a website http://www.SaitVizitka123.ru