Часть масла от насоса через ограничительный клапан, кран и маслопровод поступает к масляному радиатору. Охлажденное в радиаторе масло стекает в поддон картера.
Для предохранения системы от чрезмерного повышения давления в насосе установлен редукционный клапан. Для непрерывной подачи масла в центральную магистраль (в случае засорения фильтра или при пуске холодного двигателя) в системе установлен перепускной клапан.
Система смазки двигателя ЗИЛ-130 показана на рис. 24. Масло из поддона картера через маслоприемник засасывается в масляный насос. Нижняя часть масляного насоса подает масло к радиатору, а оттуда в поддон картера. Верхняя часть под давлением через канал в задней перегородке блока цилиндров подает масло для очистки в корпус масляного фильтра.
Из фильтра масло поступает в распределительную камеру, расположенную в задней перегородке блока цилиндров, и далее в два продольных магистральных канала, выполненных в левом и правом рядах цилиндров. Из магистральных каналов масло под давлением подается к направляющим втулкам толкателей, к опорным шейкам распределительного вала и к коренным подшипникам коленчатого вала, а по каналу в теле вала — к шатунным подшипникам. Из переднего конца правого магистрального канала масло подается для смазки компрессора. В средней шейке распределительного вала выполнены отверстия, при совпадении которых с отверстиями в блоке цилиндров (один раз при каждом обороте распределительного вала) пульсирующая струя масла подается в каналы головки цилиндров. Из этих каналов через пазы на опорных поверхностях стоек, ось коромысел и зазоры между стенками отверстий и болтом, проходящим через стойки, масло поступает внутрь полой оси коромысел (рис. 24, а) и через отверстия в стенке оси к втулкам коромысел.
Из зазора между осью коромысел и отверстием в коромысле масло через канал, выполненный в коротком плече, поступает для смазки сферических опор штанг (рис. 24, б), а часть его попадает на стержни клапанов и механизмы их поворота. В передней шейке распределительного вала имеется канал для подачи масла под давлением к упорному фланцу. Остальные детали двигателя смазываются разбрызгиванием н самотеком.
На стенки цилиндров масло выбрызгивается из отверстий в теле шатунов в момент их совпадения с масляным каналом коленчатого вала (рис. 24, в). Масло, снимаемое со стенок цилиндров маслосъемным кольцом, через отверстия в канавке поршня отводится внутрь поршня и смазывает опоры поршневого пальца в бобышках поршня и верхней головки шатуна.
Распределительные шестерни смазываются маслом, поступающим самотеком по каналам для стока масла из головки цилиндров.
Рис 25 Схема системы смазки двигателя ЗМЗ 53 40
В системе смазки двигателя ЗМЗ-53 (рис. 25) под давлением смазываются коренные и шатунные подшипники коленчатого-вала, подшипники распределительного вала, ось коромысел и вал привода прерывателя-распределителя и масляного насоса. Часть масла от насоса поступает непосредственно в фильтр центробежное очистки.
Цилиндры, втулки верхних головок шатунов, стержни клапанов, поршневые пальцы, толкатели и кулачки распределительного вала смазываются разбрызгиванием масла.
Шестерни привода распределительного вала смазываются маслом, стекающим из фильтра центробежной очистки, а привод прерывателя-распределителя и его шестерни — маслом, поступающим из полости, расположенной между пятой шейкой распределительного вала и заглушкой блока цилиндров.
Масляный насос предназначен для создания давления в системе смазки и размещается в картере двигателя (24Д) или снаружи картера (ЗИЛ-130, ЗМЗ-53).
Насос (рис. 26) состоит из литого корпуса, одной (24Д) или двух пар (ЗИЛ-130, ЗМЗ-53) шестерен. В каждой паре одна из шестерен насажена свободно на оси, а другая — на шпонке приводного вала. Снизу насос закрыт крышкой. При наличии двух пар шестерен насос разделяется непроницаемой стальной перегородкой на две секции. Валик с ведущей шестерней приводится во вращение от пары косозубых шестерен, одна из которых находится на распределительном валу, а другая — на валу привода насоса. При вращении шестерен их зубья захватывают масло у входных отверстий, проносят его у стенок корпуса и выдавливают у входных отверстий. В насос масло попадает от маслоприемников, находящихся непосредственно в картере двигателя.