В двигателе ЗМЗ-53 масло от верхней секции поступает в систему смазки, а от нижней — в фильтр центробежной очистки, откуда стекает в картер двигателя.
Маслоприемкик служит для отбора масла из картера и частичной его очистки. Он состоит из штампованного стального корпуса, сетки и удерживающей пружины-скобы. При засорении сетки масло проходит через щель между корпусом и сеткой.
Масляные фильтры предназначены для очистки масла в системе смазки. Надежная работа двигателя возможна при условии систематической очистки масла, так как в процессе эксплуатации оно засоряется металлическими частицами, образующимися при износе деталей, нагаром, смолой и др.
Фильтр очистки масла двигателя 24Д (рис. 27) состоит из алюминиевого корпуса, крышки, центрального стержня-трубки с отверстием и перепускным клапаном и фильтрующим элементом. Все масло, подаваемое насосом, проходит через фильтрующий картонный элемент к центральному стержню-трубке, а затем в систему смазки. При пуске холодного двигателя или засорении фильтрующего элемента (когда прохождение масла через фильтр затруднено") открывается перепускной клапан и масло поступает в систему без очистки. В нижней части корпуса фильтра имеется сливная пробка. Между крышкой и корпусом устанавливается уплотнительная прокладка. На корпусе фильтра установлены датчики указателя давления масла и включения лампы аварийного давления масла.
Рис. 27. Полнопоточный фильтр очистки масла двигателя 24Д
Рис. 28 Фильтр центробежной очистки масла
Центробежный фильтр устанавливается в системе смазки двигателя ЗИЛ-130 и ЗМЗ-53. Он состоит из корпуса (рис. 28), ротора с осью, колпака, жиклеров и кожуха. Под колпаком размещена фильтрующая сетка. Масло в фильтр подается от насоса в полую
Ось, а затем под колпак и через сетку к двум жиклерам с отверстиями, направленными в разные стороны. Ротор вращается под действием реактивной силы струй масла, вытекающего через жиклеры. Вместе с ротором вращается и масло, находящееся под колпаком, в результате чего твердые частицы центробежной силой отбрасываются стенкам колпака, образуя на нем слой осадка. Очищенное масло проходит в масляную магистраль или сливается в поддон картера. Так как в системе смазки двигателя ЗИЛ-130 центробежный фильтр включен последовательно и является полнопоточным, в случае его засорения подводящий и отводящий каналы могут сообщаться через перепускной клапан, пропускающий масло без очистки.
Масляный радиатор предназначен для охлаждения масла в системе смазки. Он состоит из двух бачков и горизонтально расположенных трубок с пластинами, увеличивающими поверхность охлаждения. Масло поступает в радиатор при открытом кране через предохранительный клапан, который закрывается при падении давления в системе до 1 кгс/см2.
В двигателе ЗИЛ-130 масло в радиатор поступает из нижней секции насоса. При выключении радиатора масло через перепускной клапан, расположенный в крышке насоса, подается в поддон картера, минуя радиатор. Все масло, прошедшее через радиатор, также попадает в поддон.
Даже при самых плохих условиях эксплуатации (высокие температуры, износ деталей и др.) производительность масляного насоса рассчитана так, чтобы давление в системе оставалось достаточным для подвода масла к трущимся поверхностям.
Когда двигатель не прогрет, давление масла может настолько возрасти, что вызовет разрушение каналов системы смазки. Чтобы предотвратить это и обеспечить нормальную подачу масла при износе деталей; в системе предусмотрен редукционный клапан. Этот клапан выполнен в виде плунжера. Редукционный клапан верхней секции насоса двигателя ЗМЗ-53 расположен в передней части блока цилиндров с правой стороны, а клапан нижней секции — в корпусе самого насоса (см. рис. 26). Редукционный клапан нижней секции масляного насоса предназначен для поддержания определенного давления масла, подаваемого к фильтру центробежной очистки. При избыточном давлении масло перепускается не в масляный картер, а в полость всасывания нижней секции, т. е. циркулирует внутри масляного насоса. В двигателе ЗИЛ-130 редукционный клапан расположен в верхней секции насоса, а в двигателе 24Д—в крышке масляного насоса. Редукционный клапан регулируется в заводских условиях на давление 3,2—4,5 кгс/см2.
Приборы системы смазки соединяются между собой трубопроводами из металла или прорезиненной ткани. Отдельные участки системы смазки соединяются между собой каналами в блоке цилиндров, коленчатом и распределительном валах, коромыслах и т. п.
Давление в системе смазки в прогретом двигателе при средних нагрузках должно быть в пределах: 2,5—3 кгс/см2 (ЗИЛ-130 и ЗМЗ-53) и 2—4 кгс/см2 (24Д). С изменением нагрузок меняется и давление. На
Холостом ходу давление не должно быть ниже 0,5 кгс/см2. Если давление ниже этого предела, двигатель необходимо выключить. Контроль за давлением в системе смазки осуществляется указателем или контрольной лампой на щитке приборов, описание которых дано в разделе «Электрооборудование автомобиля».
Емкость системы смазки двигателей ЗИЛ-130 — 9 л, ЗМЗ-53—8 л и 24Д—6 л.
Масло в процессе работы двигателя теряет свои качества (стареет и загрязняется), поэтому его периодически нужно менять. Сроки смены масла определяются заводской инструкцией и зависят также от условий эксплуатации. Для двигателей ЗИЛ-130 смена масла осуществляется через 11 тыс. км (при ТО-2), а при эксплуатации на пыльных дорогах — через 4,4 тыс. км (через одно ТО-1); ЗМЗ-53 — через 4 тыс. км (через одно ТО-1); для 24Д через 10 тыс. км в зависимости от условий эксплуатации.
В работающем двигателе в картер просачиваются рабочая смесь и отработавшие газы. Топливо, конденсируясь, разжижает смазку, а отработавшие газы, содержащие в себе пары воды и сернистые соединения, ухудшают качество масла. Для предупреждения повышения давления в картере и удаления прорвавшихся газов служит система вентиляции картера. Открытая вытяжная система применена в двигателях 24Д и ЗМЗ-53. При открытой вытяжной системе (рис. 29, А) Воздух попадает в картер через фильтр крышки маслоналивной горловины и отсасывается через вытяжную трубку с косым срезом, у которого при движении автомобиля создается разрежение.
Рис. 29. Схема вентиляции картера в двигателях: а —24Д. б—ЗИЛ 130
Принудительная система вентиляции картера применяется в двигателе ЗИЛ-130. В такой системе вентиляции (рис. 29, Б) Воздух попадает в картер через воздушный фильтр маслоналивного патрубка. Отсасываемый воздух проходит через уловитель, где отделяются частицы масла, затем через клапан и трубку поступает в центральную часть впускного трубопровода.
Когда двигатель работает с прикрытой дроссельной заслонкой под действием большого разрежения во впускном трубопроводе, клапан поднимается, верхняя ступенчатая часть клапана входит в отверстие штуцера и уменьшает проходное сечение канала. Это сделано для того, чтобы уменьшить подсос постороннего воздуха и обеспечить устойчивую работу двигателя при малой частоте вращения коленчатого вала на холостом ходу.
При работе с открытой дроссельной заслонкой разрежение во впускном трубопроводе падает и клапан под действием собственной массы опускается вниз, открывая полностью проходное сечение канала, В этом случае вентиляция картера будет наилучшей.