В двигателе ЗМЗ-53 масло от верхней секции поступает в систему смазки

В двигателе ЗМЗ-53 масло от верхней секции поступает в систему смазки, а от нижней — в фильтр центробежной очистки, откуда сте­кает в картер двигателя.

Маслоприемкик служит для отбора масла из картера и частичной его очистки. Он состоит из штампованного стального корпуса, сетки и удерживающей пружины-скобы. При засорении сетки масло прохо­дит через щель между корпусом и сеткой.

Масляные фильтры предназначены для очистки масла в системе смазки. Надежная работа двигателя возможна при условии система­тической очистки масла, так как в процессе эксплуатации оно засо­ряется металлическими частицами, образующимися при износе дета­лей, нагаром, смолой и др.

Фильтр очистки масла двигателя 24Д (рис. 27) состоит из алюминиевого корпуса, крышки, центрального стержня-трубки с отверсти­ем и перепускным клапаном и фильтрующим элементом. Все масло, подаваемое насосом, проходит через фильтрующий картонный элемент к центральному стержню-трубке, а затем в систему смазки. При пуске холодного двигателя или засорении фильтрующего элемента (когда прохождение масла через фильтр затруднено") открывается перепуск­ной клапан и масло поступает в систему без очистки. В нижней части корпуса фильтра имеется сливная пробка. Между крышкой и корпу­сом устанавливается уплотнительная прокладка. На корпусе фильтра установлены датчики указателя давления масла и включения лампы аварийного давления масла.

рис. 27. полнопоточный фильтр очистки масла двигателя 24д

 

Рис. 27. Полнопоточный фильтр очистки масла двигателя 24Д

рис. 28 фильтр центробежной очистки масла

Рис. 28 Фильтр центробежной очистки масла

Центробежный фильтр устанавливается в системе смазки двига­теля ЗИЛ-130 и ЗМЗ-53. Он состоит из корпуса (рис. 28), ротора с осью, колпака, жиклеров и кожуха. Под колпаком размещена фильтрующая сетка. Масло в фильтр подается от насоса в полую

Ось, а затем под колпак и через сетку к двум жиклерам с отверсти­ями, направленными в разные стороны. Ротор вращается под дей­ствием реактивной силы струй масла, вытекающего через жиклеры. Вместе с ротором вращается и масло, находящееся под колпаком, в ре­зультате чего твердые частицы центробежной силой отбрасываются стенкам колпака, образуя на нем слой осадка. Очищенное масло про­ходит в масляную магистраль или сливается в поддон картера. Так как в системе смазки двигателя ЗИЛ-130 центробежный фильтр вклю­чен последовательно и является полнопоточным, в случае его засоре­ния подводящий и отводящий каналы могут сообщаться через пере­пускной клапан, пропускающий масло без очистки.

Масляный радиатор предназначен для охлаждения масла в систе­ме смазки. Он состоит из двух бачков и горизонтально расположен­ных трубок с пластинами, увеличивающими поверхность охлаждения. Масло поступает в радиатор при открытом кране через предохрани­тельный клапан, который закрывается при падении давления в систе­ме до 1 кгс/см2.

В двигателе ЗИЛ-130 масло в радиатор поступает из нижней сек­ции насоса. При выключении радиатора масло через перепускной кла­пан, расположенный в крышке насоса, подается в поддон картера, ми­нуя радиатор. Все масло, прошедшее через радиатор, также попадает в поддон.

Даже при самых плохих условиях эксплуатации (высокие темпе­ратуры, износ деталей и др.) производительность масляного насоса рассчитана так, чтобы давление в системе оставалось достаточным для подвода масла к трущимся поверхностям.

Когда двигатель не прогрет, давление масла может настолько воз­расти, что вызовет разрушение каналов системы смазки. Чтобы пре­дотвратить это и обеспечить нормальную подачу масла при износе де­талей; в системе предусмотрен редукционный клапан. Этот клапан выполнен в виде плунжера. Редукционный клапан верхней секции насоса двигателя ЗМЗ-53 расположен в передней части блока цилиндров с правой стороны, а клапан нижней секции — в корпусе самого на­соса (см. рис. 26). Редукционный клапан нижней секции масляного насоса предназначен для поддержания определенного давления мас­ла, подаваемого к фильтру центробежной очистки. При избыточном давлении масло перепускается не в масляный картер, а в полость всасывания нижней секции, т. е. циркулирует внутри масляного на­соса. В двигателе ЗИЛ-130 редукционный клапан расположен в верх­ней секции насоса, а в двигателе 24Д—в крышке масляного насоса. Редукционный клапан регулируется в заводских условиях на давле­ние 3,2—4,5 кгс/см2.

Приборы системы смазки соединяются между собой трубопровода­ми из металла или прорезиненной ткани. Отдельные участки системы смазки соединяются между собой каналами в блоке цилиндров, колен­чатом и распределительном валах, коромыслах и т. п.

Давление в системе смазки в прогретом двигателе при средних нагрузках должно быть в пределах: 2,5—3 кгс/см2 (ЗИЛ-130 и ЗМЗ-53) и 2—4 кгс/см2 (24Д). С изменением нагрузок меняется и давление. На

Холостом ходу давление не должно быть ниже 0,5 кгс/см2. Если давле­ние ниже этого предела, двигатель необходимо выключить. Контроль за давлением в системе смазки осуществляется указателем или конт­рольной лампой на щитке приборов, описание которых дано в раз­деле «Электрооборудование автомобиля».

Емкость системы смазки двигателей ЗИЛ-130 — 9 л, ЗМЗ-53—8 л и 24Д—6 л.

Масло в процессе работы двигателя теряет свои качества (стареет и загрязняется), поэтому его периодически нужно менять. Сроки сме­ны масла определяются заводской инструкцией и зависят также от условий эксплуатации. Для двигателей ЗИЛ-130 смена масла осущест­вляется через 11 тыс. км (при ТО-2), а при эксплуатации на пыльных дорогах — через 4,4 тыс. км (через одно ТО-1); ЗМЗ-53 — через 4 тыс. км (через одно ТО-1); для 24Д через 10 тыс. км в зависимости от условий эксплуатации.

В работающем двигателе в картер просачиваются рабочая смесь и отработавшие газы. Топливо, конденсируясь, разжижает смазку, а отработавшие газы, содержащие в себе пары воды и сернистые со­единения, ухудшают качество масла. Для предупреждения повышения давления в картере и удаления прорвавшихся газов служит систе­ма вентиляции картера. Открытая вытяжная система применена в двигателях 24Д и ЗМЗ-53. При открытой вытяжной системе (рис. 29, А) Воздух попадает в картер через фильтр крышки маслоналивной горловины и отсасывается через вытяжную трубку с косым срезом, у которого при движении автомобиля создается раз­режение.

рис. 29. схема вентиляции картера в двигателях: а —24д. б—зил 130

Рис. 29. Схема вентиляции картера в двигателях: а —24Д. б—ЗИЛ 130

Принудительная система вентиляции картера применяется в дви­гателе ЗИЛ-130. В такой системе вентиляции (рис. 29, Б) Воздух по­падает в картер через воздушный фильтр маслоналивного патрубка. Отсасываемый воздух проходит через уловитель, где отделяются час­тицы масла, затем через клапан и трубку поступает в центральную часть впускного трубопровода.

Когда двигатель работает с прикрытой дроссельной заслонкой под действием большого разрежения во впускном трубопроводе, клапан поднимается, верхняя ступенчатая часть клапана входит в отверстие штуцера и уменьшает проходное сечение канала. Это сделано для того, чтобы уменьшить подсос постороннего воздуха и обеспечить устойчи­вую работу двигателя при малой частоте вращения коленчатого вала на холостом ходу.

При работе с открытой дроссельной заслонкой разрежение во впуск­ном трубопроводе падает и клапан под действием собственной массы опускается вниз, открывая полностью проходное сечение канала, В этом случае вентиляция картера будет наилучшей.

 


create a website http://www.SaitVizitka123.ru