В системе жидкостного охлаждения циркуляция жидкости осущест­вляется принудительно

В системе жидкостного охлаждения циркуляция жидкости осущест­вляется принудительно под действием водяного насоса. Из радиатора жидкость подается насосом в рубашку охлаждения, нагревается и че­рез головку вновь попадает в радиатор.

Более интенсивному охлаж­дению жидкости способствует вентилятор.

Рубашка охлаждения образуется полостью, находящейся между наружными стенками блока двигателя и цилиндрами и между наруж­ными стенками головки и стенками камеры сгорания Особенно интен­сивному охлаждению должна подвергаться та часть двигателя, где расположены выпускные каналы.

Рубашка охлаждения ок­ружает цилиндры до той его части, где расположены кольца при положении поршня.

рис. 18, радиатор

Рис. 18, Радиатор

Радиатор (рис. 18) пред­назначен для интенсивного охлаждения нагретой жид­кости, поступающей в него из рубашки охлаждения бло­ка цилиндров. Он состоит из верхнего и нижнего бачков и сердцевины.

В верхнем бачке имеется (горловина, закрываемая пробкой), установлен штуцер датчика контрольной лампы предельной температуры ох­лаждающей жидкости и патрубок. В горловину впаяна пароотводная трубка. В ниж­нем бачке имеется патрубок и сливной краник.

Сердцевина радиатора состоит из нескольких ря­дов плоских трубок. Для увеличения охлаждающей поверхности между трубками впаяны изогнутые пластины. Пробка радиатора (рис. 19) герметически за­крывает его горловину и имеет паровой и воздушный клапаны. Паро­вой клапан предназначен для поддержания избыточного давления в системе охлаждения в пределах 0,28—I кгс/см2, что повышает температуру кипения охлаждающей жидкости до 108—119° С и снижает потери охлаждающей жидкости от испарения. При дальнейшем по­вышении давления паровой клапан открывается и через пароотводную трубку пар выходит наружу.

Воздушный клапан сообщает систему охлаждения с атмосферой после охлаждения двигателя для предупреждения смятия радиатора вследствие создавшегося разряжения.

Радиатор крепится к раме автомобиля на резиновых прокладках при помощи кронштейнов и болтов.

Водяной насос центробежного типа создает принудительную цир­куляцию охлаждающей жидкости в системе охлаждения Насос (рис. 20) состоит из корпуса, вала с крыльчаткой и самоуплотняюще­гося сальника. На переднем конце вала установлен фланец с привод­ным шкивом и вентилятором. Вал в корпусе насоса установлен в двух шариковых подшипниках. Из нижнего патрубка радиатора охлажда­ющая жидкость попадает к центру насоса и под действием вращающей­ся крыльчатки центробежной силой отбрасывается к стенкам корпуса. Далее жидкость поступает в рубашку охлаждения через отверстия в корпусе. Для предупреждения подтекания жидкости между корпусом и блоком цилиндров ставится прокладка, а в месте выхода вала из корпуса — самоуплотняющийся сальник. Этот сальник состоит1 из резиновой манжеты, текстолитовой (стеклотекстолитовой) шайбы и пружины. Манжета плотно сидит на валу, а торец ее пружиной прижимается к шайбе, которая в свою очередь, прижимается к обработан­ной поверхности корпуса.

Вентилятор служит для увеличения потока воздуха, проходящего через сердцевину радиатора. Он состоит из ступицы, посаженной I на валу водяного насоса, приводного шкива и лопастей. Лопасти расположены по окружности неравномерно для уменьшения шума, а кон­цы их могут быть загнуты для лучшего распределения потока воздуха. Для повышения эффективности охлаждения перед вентилятором ус­тановлен направляющий кожух. Вентилятор приводится во вращение клиновидным ремнем от шкива коленчатого вала. Степень охлаж­дения радиатора регулируется при помощи жалюзи.

Жалюзи состоят из вертикальных или горизонтальных пластин-створок, рычагов тяг и рукоятки управления. Створки шарнирно ус­тановлены в каркасе перед радиатором. В зависимости от температуры окружающего воздуха и режима работы двигателя створки устанав­ливаются рукояткой в различное положение.

Термостат предназначен для ускорения прогрева двигателя и ав­томатического регулирования температуры охлаждающей жидкости. Он устанавливается в верхней головке двигателе и представляет со­бой клапан, регулирующий интенсивность циркуляции жидкости че­рез радиатор. Термостат (рис. 21) состоит из корпуса, активного эле­мента и клапана. Активный элемент может быть выполнен в виде гофрированного цилиндра из тонкой латуни, в котором находится лег ко испаряющаяся жидкость — вод­ный раствор эфира или этилового спирта, либо медного баллона, запол­ненного твердым наполнителем — смесью медного порошка с церезином.

При температуре охлаждающей жидкости менее 70° С клапан термо­стата закрыт (рис, 21, а) и охлажда­ющая жидкость в радиатор не посту­пает, а циркулирует по малому кру­гу — насос, рубашка охлаждения, насос. Когда температура охлаж­дающей жидкости достигнет 70 — 80° С, клапан термостата открывается (рис. 21, б) под действием паров жид­кости или расширения твердого на­полнителя и охлаждающая жидкость циркулирует через радиатор — по большому кругу.


create a website http://www.SaitVizitka123.ru