В системе жидкостного охлаждения циркуляция жидкости осуществляется принудительно под действием водяного насоса. Из радиатора жидкость подается насосом в рубашку охлаждения, нагревается и через головку вновь попадает в радиатор.
Более интенсивному охлаждению жидкости способствует вентилятор.
Рубашка охлаждения образуется полостью, находящейся между наружными стенками блока двигателя и цилиндрами и между наружными стенками головки и стенками камеры сгорания Особенно интенсивному охлаждению должна подвергаться та часть двигателя, где расположены выпускные каналы.
Рубашка охлаждения окружает цилиндры до той его части, где расположены кольца при положении поршня.
Рис. 18, Радиатор
Радиатор (рис. 18) предназначен для интенсивного охлаждения нагретой жидкости, поступающей в него из рубашки охлаждения блока цилиндров. Он состоит из верхнего и нижнего бачков и сердцевины.
В верхнем бачке имеется (горловина, закрываемая пробкой), установлен штуцер датчика контрольной лампы предельной температуры охлаждающей жидкости и патрубок. В горловину впаяна пароотводная трубка. В нижнем бачке имеется патрубок и сливной краник.
Сердцевина радиатора состоит из нескольких рядов плоских трубок. Для увеличения охлаждающей поверхности между трубками впаяны изогнутые пластины. Пробка радиатора (рис. 19) герметически закрывает его горловину и имеет паровой и воздушный клапаны. Паровой клапан предназначен для поддержания избыточного давления в системе охлаждения в пределах 0,28—I кгс/см2, что повышает температуру кипения охлаждающей жидкости до 108—119° С и снижает потери охлаждающей жидкости от испарения. При дальнейшем повышении давления паровой клапан открывается и через пароотводную трубку пар выходит наружу.
Воздушный клапан сообщает систему охлаждения с атмосферой после охлаждения двигателя для предупреждения смятия радиатора вследствие создавшегося разряжения.
Радиатор крепится к раме автомобиля на резиновых прокладках при помощи кронштейнов и болтов.
Водяной насос центробежного типа создает принудительную циркуляцию охлаждающей жидкости в системе охлаждения Насос (рис. 20) состоит из корпуса, вала с крыльчаткой и самоуплотняющегося сальника. На переднем конце вала установлен фланец с приводным шкивом и вентилятором. Вал в корпусе насоса установлен в двух шариковых подшипниках. Из нижнего патрубка радиатора охлаждающая жидкость попадает к центру насоса и под действием вращающейся крыльчатки центробежной силой отбрасывается к стенкам корпуса. Далее жидкость поступает в рубашку охлаждения через отверстия в корпусе. Для предупреждения подтекания жидкости между корпусом и блоком цилиндров ставится прокладка, а в месте выхода вала из корпуса — самоуплотняющийся сальник. Этот сальник состоит1 из резиновой манжеты, текстолитовой (стеклотекстолитовой) шайбы и пружины. Манжета плотно сидит на валу, а торец ее пружиной прижимается к шайбе, которая в свою очередь, прижимается к обработанной поверхности корпуса.
Вентилятор служит для увеличения потока воздуха, проходящего через сердцевину радиатора. Он состоит из ступицы, посаженной I на валу водяного насоса, приводного шкива и лопастей. Лопасти расположены по окружности неравномерно для уменьшения шума, а концы их могут быть загнуты для лучшего распределения потока воздуха. Для повышения эффективности охлаждения перед вентилятором установлен направляющий кожух. Вентилятор приводится во вращение клиновидным ремнем от шкива коленчатого вала. Степень охлаждения радиатора регулируется при помощи жалюзи.
Жалюзи состоят из вертикальных или горизонтальных пластин-створок, рычагов тяг и рукоятки управления. Створки шарнирно установлены в каркасе перед радиатором. В зависимости от температуры окружающего воздуха и режима работы двигателя створки устанавливаются рукояткой в различное положение.
Термостат предназначен для ускорения прогрева двигателя и автоматического регулирования температуры охлаждающей жидкости. Он устанавливается в верхней головке двигателе и представляет собой клапан, регулирующий интенсивность циркуляции жидкости через радиатор. Термостат (рис. 21) состоит из корпуса, активного элемента и клапана. Активный элемент может быть выполнен в виде гофрированного цилиндра из тонкой латуни, в котором находится лег ко испаряющаяся жидкость — водный раствор эфира или этилового спирта, либо медного баллона, заполненного твердым наполнителем — смесью медного порошка с церезином.
При температуре охлаждающей жидкости менее 70° С клапан термостата закрыт (рис, 21, а) и охлаждающая жидкость в радиатор не поступает, а циркулирует по малому кругу — насос, рубашка охлаждения, насос. Когда температура охлаждающей жидкости достигнет 70 — 80° С, клапан термостата открывается (рис. 21, б) под действием паров жидкости или расширения твердого наполнителя и охлаждающая жидкость циркулирует через радиатор — по большому кругу.