1. Топливо
Автомобильное дизельное топливо получают при перегонке нефти после отгона из него легких фракций. Дизельное топливо характеризуется вязкостью, температурой застывания и цетановым числом.
Вязкость топлива влияет на качество его фильтрования и распыления в цилиндрах двигателя. От этого параметра зависит также износ деталей топливоподающей системы.
Температура застывания топлива определяет возможность его использования при данной температуре воздуха. В зависимости от температуры застывания дизельное топливо делится на летнее (Л), зимнее (3) и арктическое (А).
Рис. 58. Схема системы питания дизельного двигателя автомобиля КамАЗ
Цетановое число топлива характеризует период задержки его воспламенения. Для нормальной работы двигателя необходимо, чтобы топливо, впрыснутое в цилиндр, воспламенилось в определенный момент и, сгорая, вызвало интенсивное, недостаточно плавное нарастание давления. Цетановое число дизельных двигателей колеблется в пределах 40—55.
Топливо для дизельных двигателей должно отличаться высокой чистотой, не должно содержать механических примесей и воды.
2. Устройство системы питания
Система питания дизельного двигателя (рис. 58) состоит из топливного бака, фильтров грубой н тонкой очистки топлива, топливоподкачивающего насоса с ручным насосом, топливного насоса высокого давления с регулятором частоты вращения и автоматической муфтой разрежения впрыска топлива, форсунок и трубопроводов низкого и высокого давления.
При. работе двигателя топливо из топливного бака засасывается топливоподкачивающим насосом через фильтр грубой очистки топлива и нагнетается через фильтр тонкой очистки к насосу высокого давления. Из насоса высокого давления топливо по топливопроводам высокого давления подается к форсункам, через которые в мелкораспыленном виде оно впрыскивается в цилиндры в соответствии с порядком работы двигателя.
Воздух в цилиндры поступает после очистки его в воздушном фильтре.
Топливный бак аналогичен по своему устройству топливному баку автомобиля, работающего на бензине, но в пробке его нет клапанов. Для предупреждения создания разрежения в баке при выработке топлива из него в верхней части установлена трубка, сообщающая внутреннюю полость бака с атмосферой.
Фильтр грубой очистки топлива установлен у топливного бака и предназначен для предварительной очистки топлива, поступающего в топливо подкачивающий насос. Состоит он из корпуса-отстойника, крышки с подводящим и отводящим штуцерами, сетчатого фильтрующего элемента, сливной пробки и пробки выпуска воздуха из системы.
Фильтр тонкой очистки топлива предназначен для очистки топлива от мелких частиц. Он состоит из двух колпаков, крышки, и двух фильтрующих элементов. В нижней части каждого колпака ввернута сливная пробка. Сменный фильтрующий элемент изготовлен из бумаги. В крышке фильтра имеется сливной клапан, через который сливается часть топлива вместе с воздухом, попавшим в систему низкого давления.
Топливоподкачинающий насос поршневого типа установлен на топливном насосе высокого давления и приводится в действие от эксцентрика кулачкового вала этого насоса. Он предназначен для подачи топлива из бака к впускной полости топливного насоса высокого давления и состоит (рис. 59) из корпуса, поршня с пружиной, толкателя со штоком и пружиной, впускного и нагнетательного клапанов. При движении поршня под действием пружины вниз в полости над поршнем создается разрежение и топливо засасывается в эту полость. Одновременно топливо, находящееся под поршнем, выталкивается в магистраль к топливному насосу высокого давления. При обратном движении поршня под действием эксцентрика и толкателя над поршнем создается давление и топливо выталкивается через нагнетательный клапан, через фильтр тонкой очистки в магистраль к насосу высокого давления.