Энергия, необходимая для приведения в движение автомобиля, создается двигателем.
На автомобилях применяются в основном двигатели внутреннего сгорания. В зависимости от способа образования горючей смеси и вида применяемого топлива двигатели внутреннего сгорания бывают с внешним и внутренним смесеобразованием.
К двигателям с внешним смесеобразованием относятся карбюраторные, работающие на легко испаряющемся топливе —> бензине, и смесительные, работающие на горючем газе. К двигателям с внутренним смесеобразованием относятся дизельные, работающие на трудноиспаряющемся дизельном топливе. 8 карбюраторных и газосмеси тельных двигателях горючая смесь приготовляется вне цилиндра в специальных приборах — карбюраторе или смесителе и воспламеняется в цилиндре электрической искрой. В дизельных двигателях смесь образуется внутри цилиндров и воспламеняется от соприкосновения распыленного топлива со сжатым воздухом.
Работа двигателя внутреннего сгорания основана на свойстве газов расширяться при нагревании. Если горючую смесь поместить в замкнутую полость и зажечь, то в результате нагрева образующихся газов давление будет повышаться тем больше, чем выше температура газов.
Рассмотрим принцип работы двигателя с внешним смесеобразованием на примере одноцилиндрового поршневого двигателя (рис. 2). Полость цилиндра сверху ограничивается головкой с камерой сгорания, а снизу закрывается поршнем, который может свободно перемещаться в цилиндре. Поршень при помощи пальца и шатуна шарнирно соединяется с кривошипом коленчатого вала. К валу крепится также массивное чугунное колесо-маховик. Если в полость над поршнем поместить заряд горючей смеси и зажечь, то под давлением образовавшихся газов поршень переместится вниз и через шатун повернет кривошип на пол-оборота. Таким образом, поршень совершает прямолинейное поступательное движение вниз, а коленчатый вал — вращательное движение.
Маховик, получив заряд кинетической энергии, будет продолжать некоторое время вращать вал с кривошипом и перемещать поршень вверх и вниз. Для подготовки цилиндра к новой вспышке и расширению газов (рабочему ходу) необходимо очистить цилиндр от продуктов сгорания, заполнить его новым зарядом горючей смеси и сжать эту смесь, вернув поршень в исходное положение, т. е. в верх цилиндра. Перемещаясь, поршень выталкивает продукты сгорания через специально открываемое отверстие (эта часть процесса называется выпуск).
После выпуска отработавших газов открывается другое отверстие — впускное, поршень перемещается вниз и вследствие разряжения цилиндр заполняется горючей смесью— происходит впуск. Чтобы воспламенить смесь, необходимо вернуть поршень в исходное — верхнее положение и сжать смесь. Эта часть процесса называется сжатием. Как видим, для производства одного рабочего хода необходимо произвести три подготовительных — выпуск, впуск и сжатие. Каждый из этих процессов протекает за половину оборота коленчатого вала, а все четыре — рабочий ход, выпуск, впуск и сжатие — за два оборота. Подготовительные процессы в одноцилиндровом двигателе происходят за счет энергии маховика, накопленной им при рабочем ходе.
Сочетание всех указанных процессов (тактов), последовательно протекающих в цилиндре двигателя, называется рабочим циклом. Рабочий цикл двигателя, протекающий за два оборота коленчатого вала и четыре хода поршня, называется четырехтактным.
Рис. 3. Ход поршня и объемы цилиндров
Во время работы двигателя поршень достигает то верхнего, то нижнего крайних, положений, которые называются соответственно верхней мертвой точкой (в. м. т.) и нижней мертвой точкой (н. м. т.). Путь поршня от в. м. т. к н. м. т, называется ходом поршня. Объем цилиндра, расположенный над поршнем при его положении в в. м т.. называется камерой сжатия.
Объем, освобождаемый поршнем при его перемещении от в. м. т. к н. м. т., называется рабочим объемом (рис. 3) Объем камеры сжатия и рабочий объем вместе взятые, называются полным объемом.
В многоцилиндровых двигателях сумма рабочих объемов всех цилиндров, а в одноцилиндровом его рабочий объем называется Литражом. При малых объемах — до 1 л — он выражается В См3,
А при большем объеме — в литрах.
Чтобы определить во сколько раз сжимается рабочая смесь в цилиндрах двигателя, необходимо полный объем поделить на объем камеры сжатия (сгорания). Полученное число называется степенью сжатия. Чем выше степень сжатия, тем лучше экономичность и больше мощность двигателя. Это объясняется снижением тепловых потерь за счет уменьшения поверхности камеры сгорания и увеличения среднего давления в цилиндре. Обычно в современных карбюраторных двигателях степень сжатия колеблется в пределах 6—9. В дизельных двигателях степень сжатия достигает 15—20.
Каждый из тактов четырехтактного двигателя характеризуется положением клапанов, направлением движения поршня (рис, 4), давлением и температурой газов внутри цилиндров.