На автомобилях приборы электрооборудования питаются постоянным током

На автомобилях приборы электрооборудования питаются посто­янным током. Постоянным называется ток, который движется в проводнике только в одном направлении, в отличие от перемен­ного тока, который движется, в проводнике то в одном, то в другом направлениях.

В каждом источнике постоянного тока различают два полюса: положительный (+) и отрицательный (—). Услов­но считают, что во внешней цепи постоянный ток движется от положи­тельного полюса к отрицательному. На автомобилях отрицательный полюс источника тока соединяют с «массой», т, е. с металлическими частями автомобиля.

Потребители или источники тока могут быть соединены между собой последовательно или параллельно. При последова­тельном соединении отрицательный полюс одного источника тока соединяют с положительным полюсом другого. В результате такого соединения общее напряжение будет равно сумме напряжений всех источников тока.

При напряжении источника 2 В (в свинцовых аккумуляторах) для получения 12 В нужно соединить последовательно шесть аккуму­ляторов (рис. 62, а).

При параллельном соединении источников тока необхо­димо соединить между собой одноименные полюса — положительный с положительным, а отрицательный с отрицательным (рис. 62, б).

При таком соединении источников тока общее напряжение будет таким же, как у одного источника тока, а емкость увеличится во столь­ко раз, сколько источников тока соединено параллельно между собой. Несколько аккумуляторов, соединенных между собой, образуют ба­тарею.

При последовательном соединении потребителей весь ток проходит через каждый потребитель (рис. 62, в). При параллельном соединении ток, разветвляясь, поступает к каждому по­требителю отдельно (рис. 62, г).

рис. 62. способы электрических соединений

Рис. 62. Способы электрических соединений: с — последовательное соединение источников тока; б — параллельное соединение источников тока, в — последовательное соединение потребителей тока, г — параллельное соединение по­требителей тока

 

На автомобиле применяют как последовательное, так и параллельное соединения.

рис. 63. конфигурация магнитного вокруг проводника с током

Рис. 63. Конфигурация магнитного вокруг проводника с током

А — обычного; б — свернутого в спираль, в - сердечником внутри спирали

 

В природе встречается же­лезная руда, которая обла­дает свойством притягивать к себе стальные и чугунные предметы. Такая руда назы­вается природным магнитом. Если приложить к магниту стальные или чугунные пред­меты, то они также стано­вятся магнитами. Предметы из углеродистой стали сохра­няют магнитные свойства и после воздействия на них магнита — их называют искусственными маг­нитами. Магнит притягивает к себе стальные предметы не только при непосредственном их соприкосновении, но и на расстоянии, что свидетельст­вует о наличии вокруг магни­та магнитного поля. Каждый магнит имеет два полюса: северный и южный. При сближении одноименных полюсов двух магнитов они отталкиваются, а при сбли­жении разноименных полюсов притягиваются. Магнитное поле, созданное вокруг магнитов, состоит из магнитных силовых линий, на­правленных от северного полюса к южному. С удалением от магнита величина магнитного поля уменьшается.

Если через проводник пропустить электрический ток, то вокруг него создается кольцевое магнитное поле без выраженных полюсов (рис. 63, а). При прохождении тока по проводнику, свернутому в виде спирали, магнитное поле, складываясь, образует и а концах спирали полюса — северный и южный (рис. 63, б). Если в середин у^ катушки поместить сердечник из малоуглеродистой стали, обладающий хорошей магнитной проводимостью, то образуется электромагнит (рис. 63, в), имеющий все свойства обычного магнита. Магнитное поле электромагнита можно увеличивать или уменьшать, изменяя силу тока или количество витков спирали. С увеличением силы тока или количества витков электромагнита увеличивается электромагнитное по­ле. Электромагниты имеют широкое применение в приборах электро­оборудования (генераторы, стартеры, звуковые сигналы, стеклоочис­титель, контрольно-измерительные приборы и другие приборы) ав­томобиля.

Если проводник с током поместить в магнитное поле магнита (элек­тромагнита), то в результате взаимодействия магнитных полей маг­нита и проводника, последний будет выталкиваться. На этом явлении основана работа электродвигателей (рис. 64). В рассмотренном слу­чае электрическая энергия превращается в механическую.

Для превращения механической энергии в электрическую ис­пользуют явление электромагнитной индукции. Если замкнутым проводником пересекать магнитные силовые линии, то в проводнике возникает электрический ток. На этом явлении основа­на работа генераторов.

Величина индукцированного тока зависит от длины проводника, скорости пересечения им магнитного поля, плотности магнитного поля и угла, под которым пересекаются магнитные силовые линии.

На автомобилях устанавливают генераторы, вырабатывающие по­стоянный или переменный ток. Если проводники генератора, в кото­рых индукцируется ток, образуют одну обмотку (даже состоящую из большого количества витков), то будет вырабатываться однофаз­ный ток. Если проводники образуют три одинаковые обмотки, расположенные по окружности под углом 120°, то будет индукциро­ваться трехфазный ток.

Индукцирование ЭДС может также осуществляться взаимо­индукцией. Для этой цели используют две катушки, размещенные одна в другой. При прохождении тока в обмотке одной из катушек (первичной) вокруг нее создается магнитное поле, которое охватывает витки обмотки второй катушки (вторичной). Когда замыкают и раз­мыкают цепь первичной обмотки, появляется и исчезает магнитное по­ле. Появляющееся или исчезающее магнитное поле первичной обмотки пересекает витки вторичной обмотки и в ней возникает ЭДС, которую называют ЭДС взаимоиндукции. На этом явлении основана работа катушки зажигания. Наряду с пересечением витков вторичной обмот­ки исчезающее и появляющееся магнитное поле пересекает также вит­ки первичной обмотки, в которых возникает дополнительная ЭДС самоиндукции.


create a website http://www.SaitVizitka123.ru