Сила тока во внешней цепи генератора зависит от ее сопротивления

Регулятор напряжения (рис. 69) состоит из магнитопровода (ярма), якорька с пружиной, контактов и сердечника с обмотками.

До тех пор, пока напряжение генератора меньше 13,5—15 В, кон­такты регулятора под действием пружины замкнуты, и ток в обмотку возбуждения генератора проходит, минуя резистор. При превышении напряжения 13,5—15 В сердечник намагничивается до такой степени, что, преодолевая сопротивление пружины, притягивает якорек и кон­такты размыкаются. Ток в обмотку возбуждения с этого момента про­ходит через резистор, вследствие чего магнитное поле полюсов, а вме­сте с ним и напряжение генератора уменьшаются, сердечник регуля­тора частично размагничивается, контакты вновь замыкаются, и весь процесс повторяется снова. Большая частота включения и выключения резистора (более 50 раз в секунду) поддерживает постоянное напря­жение на щетках генератора.

Сила тока во внешней цепи генератора зависит от ее сопротивления. С увеличением количества параллельно включенных потребителей сопротивление внешней цепи уменьшается, а ток увеличивается. Уве­личение тока в цепи выше допустимого вызовет перегрев, а следовательно, и разрушение изоляции обмотки якоря. Чтобы не допустить этого, применяется ограничитель тока.

Ограничитель тока по устройству подобен регулятору напряжения. Особенностью его является большая толщина провода основной об­мотки сердечника, последовательное включение ее в цепь якоря, а также наличие дополнительной ускоряющей обмотки, включенной по­следовательно в цепь обмотки возбуждения (см. рис. 69). Через основ­ную обмотку ограничителя тока проходит весь ток, идущий во внеш­нюю цепь и обмотку возбуждения. Поэтому, как только величина тока нагрузки превысит допустимую, контакты разомкнутся, в обмотку воз­буждения включится резистор, ток в обмотке возбуждения уменьшит, магнитное поле генератора уменьшится, вследствие чего снизится напряжение генератора и ток во внешней цепи, контакты вновь зам­кнутся и весь процесс будет повторяться с большой частотой, а вели­чина тока не будет превышать допустимую, при размыкании контактов ограничителя тока прерывается ток в ускоряющей обмотке, что ускоряет размагничивание сердечника и, как следствие, повышается частота колебаний контактов.

Генератор на автомобиле работает совместно с аккумуляторной ба­тареей и включены они между собой параллельно. Пока двигатель не работает или работает с малой частотой вращения коленчатого вала, генератор нельзя включать в цепь, так как напряжение на зажимах генератора меньше, чем напряжение аккумуляторной батареи. Если в этом случае включить генератор в цепь, то большой по величине ток от аккумуляторной батареи будет проходить через обмотку якоря ге­нератора, бесцельно разряжая аккумуляторную батарею, и может сжечь обмотки якоря. Когда с увеличением частоты вращения якоря напряжение генератора достигнет требуемой величины, то генератор необходимо включить в цепь для питания приборов электрооборудова­ния и заряда аккумуляторной батареи. Включение генератора в цепь и его выключение осуществляет автоматически реле обратного тока.

Реле обратного тока (см. рис. 69) состоит из магнитопровода, якорь­ка с пружиной, сердечника с двумя обмотками (толстой, включенной последовательно, и тонкой, включенной параллельно) и контактов. Когда генератор не работает или его напряжение ниже напряже­ния заряженной батареи, контакты реле обратного тока под действием пружины разомкнуты и потребители питаются током от аккумулятор­ной батареи. Как только напряжение в генераторе достигнет 11,8— 13,2 В, ток, проходящий по тонкой обмотке, намагничивает сердечник до такой степени, что он, преодолевая сопротивление пружины, притя­гивает якорек и контакты замыкаются, включая генератор в цепь. Если напряжение генератора станет меньше указанной величины, то ток от батареи через обмотку якоря пройдет по толстой обмотке сердечника реле обратного тока в противоположном направлении. Сердечник бу­дет размагничиваться, н контакты под действием пружины разомкнут­ся — генератор выключится из цепи.

Все три прибора генераторной установки постоянного тока — реле обратного тока, ограничитель тока и регулятор напряжения — смон­тированы на одной общей панели и называются реле-регулятор.

Клемма Б реле обратного тока соединена с потребителями и через амперметр с аккумуляторной батареей. Клемма ограничителя тока соединена с клеммой генератора, а затем с его положительной щеткой. Клемма Ш регулятора напряжения соединена через клемму генератора с обмоткой возбуждения. Для лучшего контакта «масса» реле-регулятора соединена с «массой» генератора. Реле-регулятор прикрепляется под капотом двигателя.

Генератор переменного тока, устанавливаемый на большинстве современных автомобилей (рис. 70), состоит из статора и ротора. Ста­тор набирают из листов электротехнической стали, изолированных друг от друга лаком; это сделано для уменьшения потерь на вихревые токи. На внутренней поверхности статора имеются пазы, в которых укладывают катушки. Имеются три группы катушек. В группе катушки соединены между собой последовательно, а группы катушек — звез­дой. Одним концом все три группы соединены между собой, а вторые концы каждой группы выве­дены в цепь. С обеих сторон статор закрыт крышками из сплава алюминия, в которых на подшипниках установлен ротор.


create a website http://www.SaitVizitka123.ru