Генератор является преобразователем механической энергии в электрическую и служит для питания потребителей и заряда аккумуляторной батареи при работе двигателя на средней и большой частоте вращения коленчатого вала.
Получение электрического тока в генераторе основано на принципе электромагнитной индукции. Основными частями генератора постоянного тока {рис. 68) являются корпус с электромагнитами, создающими магнитное поле, и якорь с проводниками, пересекающими это поле. В стальном корпусе крепятся полюсные башмаки. На каждом башмаке (полюсе), набранном из отдельных пластин, имеется катушка обмотки возбуждения.
Между полюсами в подшипниках, установленных в передней и задней крышках корпуса, вращается якорь. Якорь состоит из сердечника, набранного из отдельных пластин, изготовленных из мягкой стали и напрессованных на вал; обмотки, выполненной из изолированного медного провода, уложенного в пазах сердечника; коллектора, состоящего из отдельных, изолированных друг от друга и от «массы» медных пластин. К пластинам коллектора присоединены концы витков обмотки якоря. Электрический ток отводится во внешнюю цепь при помощи прилегающих к коллектору графитных щеток. Стальной корпус генератора и полюсные башмаки, ранее намагниченные, имеют остаточный магнетизм.
При вращении якоря в магнитном поле витки его обмотки пересекают магнитные силовые линии и в них индукцируется ЭДС. Вследствие того что вращающиеся витки обмотки якоря пересекают магнитные силовые линии то в одном, то в другом направлении (у одного полюса снизу вверх, а у второго — сверху вниз), в них всегда будет идукцироваться переменный ток. Для преобразования переменного ка в постоянный используется коллектор. Он в простейшем случае — когда обмотка якоря состоит из одного витка (см. рис. 64, б) — собран из двух изолированных Друг от друга пластин, к которым прилегают щетки, отводящие ток во внешнюю цепь. При вращении витка (когда направление тока в нем будет изменяться) поворачиваются и пластины, поэтому ток во внешнюю цепь через неподвижные щетки будет поступать только в одном направлении. В якоре генератора, имеющего обмотку, состоящую из многих витков, соответственно увеличивается и количество пластин коллектора.
Щетки, отводящие ток во внешнюю цепь, закреплены в щеткодержателях с нажимными пружинами, смонтированными на задней крышке генератора. Отрицательная щетка соединяется с крышкой корпуса генератора, а через него с «массой» автомобиля; от положительной щетки провод выведен на изолированный зажим Я - Концы обмотки возбуждения включены параллельно потребителям внешней цепи. Один конец соединен с отрицательной щеткой генератора — «массой», а второй выведен на отдельный зажим, обозначенный буквой Я/.
Как только якорь генератора начнет вращаться, витки его обмотки будут пересекать слабое поле остаточного магнетизма полюсов электромагнитов и в них будет индукцироваться небольшая по величине ЛЦС. В обмотке возбуждения появится небольшой ток, дополнитель-о намагничивающий полюсы, в результате чего увеличится их магнитное поле. С увеличением магнитного поля индуктируемая ЭДС, а следовательно, и напряжение генератора будет увеличиваться.
На автомобилях генератор устанавливается на кронштейне двигателя и приводится в действие клиновидным ремнем от шкива коленчатого вала. Шкив генератора имеет крыльчатку, благодаря которой через генератор проходит струя воздуха, охлаждающая его во время п?.боты. В корпусе генератора имеются окна для доступа к щеткам и коллектору. Окна закрыты защитной лентой, укрепленной на корпусе при помощи стяжного винта и гайки.
Частота вращения коленчатого вала двигателя при его работе, а вместе с ним и якоря генератора непрерывно изменяются в широких пределах. Напряжение на зажимах генератора зависит от частоты вращения его якоря и величины магнитного поля полюсов. Увеличение частоты вращения якоря генератора приводит к значительному увеличению напряжения (до 40—50 В).
Потребители электрического тока изучаемых автомобилей рассчитаны на напряжение 12 В. Чрезмерное напряжение приводит к увеличению тока и, как следствие этого, к порче потребителей и аккумуляторной батареи.
Чтобы поддержать постоянное напряжение генератора при изменяющейся частоте вращения его якоря, необходимо при увеличении частоты вращения якоря уменьшить магнитное поле полюсов, а при уменьшении частоты вращения якоря увеличивать магнитное поле.
При работе генератора с разной частотой вращения якоря изменение величины магнитного потока возбуждения достигается изменением величины тока в обмотке возбуждения путем автоматического выключения и включения в ее цепь дополнительного резистора, что обеспечивает поддержание напряжения генератора в заданных пределах.
Периодическое включение резистора в цепь возбуждения и выключение его производится автоматически при помощи электромагнитного регулятора напряжения. Следовательно, регулятор напряжения служит для поддержания постоянного напряжения на зажимах генератора при изменяющейся частоте вращения вала двигателя.