Газораспределительный механизм служит для своевременного сообщения внутренней полости цилиндров с впускным и выпускным трубопроводами.
На изучаемых автомобилях применяется клапанный механизм газораспоеделения с верхним расположением клапанов (рис. 10). При таком расположении клапанов достигается лучшее наполнение цилиндров, допускается более высокая степень сжатия, благодаря улучшению формы камеры сгорания и повышается экономичность двигателя.
Газораспределительный механизм служит для своевременного сообщения внутренней полости цилиндров с впускным и выпускным трубопроводами. На изучаемых автомобилях применяется клапанный механизм газораспределения с верхним расположением клапанов (рис. 10). При таком расположении клапанов достигается лучшее наполнение цилиндров, допускается более высокая степень сжатия, благодаря улучшению формы камеры сгорания и повышается экономичность двигателя.
Изготовляют свинцовыми зубьями. На коленчатом валу напрессована стальная шестерня, а шестерня распределительного вала изготовляется из чугуна (ЗИЛ-130) или текстолита (ЗМЗ-53 и 24Д). Учитывая, что каждый клапан должен отрываться I раз за два оборота коленчатого вала, шестерню распределительного вала делают в 2 раза больше шестерни, установленной на коленчатом валу Для обеспечения определенного расположения куличков относительно шатунных шеек коленчатого вала на обеих распределительных шестернях имеются метки, которые должны совпадать (рис. 12)
Для привода в действие топливного насоса на кулачковом валу (ЗИЛ-130, 24 Д) имеется эксцентриковый кулачок. У двигателя ЗМЗ-53 он изготовлен отдельно и закреплен на валу.
Рис. 14. Устройство для поворота выпускного клапана .двигателя ЗИЛ-130
Толкатели воспринимают усилия, подаваемые от кулачков распределительного вала. На двигателях ЗИЛ-130, ЗМЗ-53 I 24Д толкатели выполнены в виде стаканов, обращенных открытой частью вверх. Толкатели помещены в направляющие отверстия в стыке картера.
Штанги изготавливают из стальных или дюралюминиевых трубок со сферическими стальными наконечниками. Сферический наконечник внизу опирается в гнездо толкателя, а верхним концом в выемку головки регулировочного винта коромысла.
Коромысло изготовлено в виде двухплечегого рычага, посаженного на ось. Ось помещена в стойке, укрепленной на головке цилиндров. Одно" плечо коромысла через регулировочный винт упирается в штангу,
А другое в стержень клапана. Для удержания коромысла на валике в определенном положении установлены дистанционные втулки и распорные пружины. Регулировочный винт, в который упирается штанга, имеет контргайку и на верхней его части есть прорезь под отвертку, Этим винтом регулируется тепловой зазор между стержнем клапана и носком коромысла.
Клапан (рис, 13) состоит из головки и стержня. Головка клапана перекрывает впускное или выпускное отверстие, а стержень является направляющей клапана. Головка клапана имеет рабочую поверхность — фаску под углом 45 или 30°. Фаской головка клапана плотно прилегает к гнезду, которым заканчивается впускное или выпускное отверстие. Гнезда клапана делаются вставными и изготовляются из жаропрочного чугуна.
Для лучшего наполнения цилиндров горюче! смесью диаметр головки у впускного клапана сделан большим, чем у выпускного. Выпускной клапан делают из жаропрочной стали, а в двигателе ЗИЛ-130, кроме того, фаска выпускного клапана наплавлена жаропрочным сплавом. Впускной клапан изготовляется из кислотоупорной хромистой стали. Для улучшения отвода тепла стержни выпускных клапанов двигателей ЗМЗ-53 и ЗИЛ-130 делают полыми с последующим наполнением их натрием.
Пружины применяются для обеспечения плотной посадки клапана в гнездо. Изготовляются пружины из специально\ упругой проволоки. Витки пружины имеют переменный шаг для предупреждения вибрации клапана.
На клапанах изучаемых двигателей устанавливается по одной пружине. Один конец пружины упирается в тело головки цилиндров, а другой — в опорную шайбу, которая крепится на стержне клапана коническими сухарями с внутренними буртиками, входящими в вытечку на стержне клапана.
Чтобы клапан изнашивался равномерно он должен поворачиваться вокруг своей оси. Для этой цели в двигателях ЗМЗ-53 устанавливают промежуточную коническую втулку между сухарями и упорной шайбой. Поворот клапана достигается за счет того, что конические поверхности сухаря и втулки не совпадают по всей площади.