Фазы газораспределения

На двигателях автомобиля ЗИЛ-130 выпускные клапаны имеют устройство принудительного вращения (рис. 14), состоящее из корпу­са, в наклонных канавках которого размещены шарики с возвратны­ми пружинами, дисковой пружины и опорной шайбы с замочным кольцом.

Это устройство устанавливается между пружиной и опорной поверхностью головки блока. Когда клапан закрыт, то давление пружины невелико. Дисковая пружинная шайба установлена так, что шарики отжаты в крайнее положение. При открывании клапана давле­ние увеличивается, дисковая шайба прогибается и шарики под наг­рузкой перемещаются в углубление, вызывая поворот дисковой пру­жины и опорной шайбы, а вместе с ней и всего клапана с пружиной. После закрытия клапана детали возвращаются в исходное положение.

Направляющая втулка клапана изготавливается из чугуна или ме­таллокерамики и от осевого перемещения удерживается стопорным кольцом. Для уменьшения количества масла, просасываемого через зазоры между втулкой и стержнем впускного клапана в цилиндр, на стержень клапана под тарелкой пружины надет резиновый колпачок из маслостойкой резины (см. рис. 13). Плотная посадка клапана в гнез­де может быть обеспечена только при наличии зазора между носком коромысла и стержнем клапана. Эти зазоры необходимы для компен­сации удлинения стержней при их нагревании. Величины зазоров при­ведены в табл. 3.

рис. 15. фазы газораспределения

Рис. 15. Фазы газораспределения

Впускные и выпускные клапаны открываются и закрываются не в моменты, когда поршень находится в мертвых точках, как об этом указывалось при описании принципа работы двигателя, а с некоторым опережением или запаздыванием. Этим достигается лучшее освобож­дение цилиндров от отработавших газов и наполнение их свежей го­рючей смесью, что способствует увеличению мощности двигателя. Уг­лы поворота коленчатого вала относительно мертвых точек, соответ­ствующие моменту открытия или закрытия клапанов, называются фазами газораспределения.

Выпускной клапан открывается когда поршень не доходит до и. м. т. на 50—67. В это время давление в цилиндре невелико и газы начнут выходить из него, благодаря избыточному давлению. Закрывается выпускной клапан после прохождения поршня через в. м. т из 18—47°, так как газы выходят из цилиндра по инерции. Впускной клапан открывается за 12—31° до в. м. т. когда заканчивается выпуск, а во всасывающей трубе пор горючей смеси из-за часто повторяю­щихся тактов больше, чем давление в цилиндре. Этот период, когда в течение 30—78° оба клапана открыты и осуществляете и продувка полости над поршнем, называется перекрытием клапа­нов. Закрывается впускной клапан, когда поршень пройдет н. м. г на 60—83°, т. е. в начале такта сжатия.

Таким образом, выпускной клапан открыт в течение 250—280е по­ворота коленчатого вала, а впускной — в течение 240—294° На рис. 15 показаны фазы газораспределения изучаемых двигателей Фа­зы устанавливаются как расчетным, так и экспериментальным путем.

Увеличение мощности двигателя достигается увеличением разме­ров и количества цилиндров и улучшением конструкции двигателя,

Размер цилиндров можно увеличивать только до известных преде­лов, а поэтому основным способом увеличения мощности двигателя яв­ляется увеличение количества его цилиндров.

Плавность и равномерность работы многоцилиндровых двигателей обеспечивается чередованием рабочих тактов в различных цилиндра а через определенный угол поворота коленчатого вала двигателя Пос­ледовательность чередования одноименных тактов в различных ци­линдрах называется порядком работы двигателя. Этот порядок определяется расположением шатунных шеек коленчатого и кулачков распределительного валов.

Так, например, в двигателе 24Д принят порядок работы 1 —2— 4— 3 (рис. 16, а). Нумерация цилиндров двигателей ведется от радиатора. В V-образном двигателе сначала нумеруется левый ряд, а затем пра­вый (со стороны радиатора). На рис. 16, а цифрами 1—2—4—3 обоз­начено расположение цилиндров. Под цифрами в колонке указана пос­ледовательность тактов в цилиндрах. Каждая клетка колонки соот­ветствует одному такту или повороту коленчатого вала на 180°. Наи­менование тактов вписаны в клетки. При порядке работы цилиндров 1—2—4—3 за первые пол-оборота рабочий такт совершится в первом цилиндре, за вторые пол-оборота — во втором, за третьи пол-оборо­та — в четвертом и за четвертые пол-оборота в третьем цилиндре.

В восьми цилиндровых V-образных двигателях ЗИЛ-130 и ЗМЗ-53 принят порядок работы цилиндров 1—5—4—2—6—3—7—8. Шатун­ные шейки коленчатых валов двигателей расположены под углом 90

(рис* 16, б). В этом случае одноименные такты будут перекрываться в двух цилиндрах на 90° или наполовину хода поршня.

За первые пол-оборота рабочий такт будет заканчиваться в вось­мом, полностью пройдет в первом и начнется в пятом цилиндрах; за вторые пол-оборота - закончится в пятом, полностью перейдет в чет­вертом и начнется во втором цилиндрах; за третьи пол-оборота закончится во втором, полностью пройдет в шестом и начнется в треть­ем цилиндрах; за четвертые пол-оборота — закончится в третьем, пол­ностью пройдет в седьмом и начнется в восьмом цилиндрах. В резуль­тате значительного перекрытия рабочих тактов в разных цилиндрах восьми цилиндровые V-образные двигатели работают плавно.

Порядок работы цилиндров водитель должен знать дли правильного присоединения проводов к свечам зажигания.


create a website http://www.SaitVizitka123.ru