В карбюраторах изучаемых двигателей применяется система с пневматическим торможением топлива, которая состоит из одинарного или двойного диффузора постоянного сечения, калиброванного отверстия, эмульсионной трубки, являющейся распылителем, и воздушного жиклера с эмульсионной трубкой (рис. 32).
Топливный жиклер размещен в канале между поплавковой камерой и воздушным жиклером.
С увеличением открытия дроссельной заслонки или частоты вращения коленчатого вала двигателя разрежение в диффузоре повышается и истечение топлива из распылителя увеличивается. Так как сечение диффузора остается постоянным, то предупредить обогащение смеси можно торможением поступления топлива, для чего необходимо снизить разрежение у топливного жиклера. Снижение разрежения у распылителя достигается подводом воздуха к нему через воздушный жиклер. Чем больше разрежение в диффузоре, тем больше поступает воздух через воздушный жиклер и тем больше тормозится истечение топлива. Из распылителя будет поступать смесь топлива и воздуха обедненного состава.
Кроме главной дозирующей системы, на карбюраторах устанавливаются и другие дополнительные устройства.
Система холостого хода необходима для обеспечения работы двигателя с малой частотой вращения коленчатого вала. При таком режиме работы двигателя вследствие небольшого количества смеси, потребляемой им, дроссельная заслонка прикрыта, разрежение в смесительной камере незначительно и топливо из распылителей главной дозирующей системы вытекать не будет. Для работы двигателя на холостом ходу необходимо подвести топливо за дроссельную заслонку, где есть достаточное разрежение.
К системе холостого хода (рис. 33) относятся топливный жиклер холостого хода, воздушный жиклер, каналы и регулировочный винт При прикрытой дроссельной заслонке разрежение через отверстие в стенке смесительной камеры передается по каналу к топливному жиклеру холостого хода.
Топливо поступает через жиклер в канал, где к нему примешивается воздух вначале через воздушный жиклер, а затем через дополнительное отверстие выше дроссельной заслонки. Образовавшаяся эмульсия вытекает через отверстие под дроссельной заслонкой и распыливается воздухом. Количество поступающей эмульсии регулируется специальным винтом.
Наличие дополнительного отверстия выше дроссельной заслонки уменьшает разрежение в системе холостого хода и обеспечивает плавный переход от режима холостого хода к работе на малых нагрузках. Это достигается подачей эмульсии из верхнего отверстия в начале открытия дроссельной заслонки.
Пусковое устройство (рис. 34) необходимо для обогащения смеси при пуске холодного двигателя. При пуске частота вращения коленчатого вала невелика, отчего разрежение в смесительной камере недостаточно и топливо из распылителя в нужном количестве вытекать не будет. Чтобы увеличить разрежение и заставить топливо обильно истекать из распылителей, в воздушном патрубке карбюратора установлена воздушная заслонка. Если ее закрыть, а дроссельную заслонку открыть посредством тяги и рычага, то создавшееся в смесительной камере разрежение вызовет интенсивное истечение топлива из жиклеров главной дозирующей системы и системы холостого хода. Воздух для образования горючей смеси проникает через щели у кромки воздушной заслонки.
Чтобы не допустить чрезмерного обогащения смеси, воздушная заслонка карбюратора имеет автоматический воздушный клапан, который открывается под действием возросшего разрежения в момент пуска двигателя.
Экономайзер обеспечивает обогащение смеси в карбюраторе подачей дополнительного топлива в смесительную камеру. При полных нагрузках двигатель должен развивать максимальную мощность, которая достигается увеличением количества смеси и ее обогащением до мощностного состава.
Экономайзер (рис. 35) состоит из клапана с пружиной, жиклера экономайзера и привода, который обычно служит и приводом насоса-ускорителя. При открытии дроссельной заслонки более чем на 3/4 (полная нагрузка) рычаг, закрепленный на его валу, через соединительную серьгу и тягу перемещает шток привода вниз. Последний нажимает на клапан экономайзера и дополнительное топливо из поплавковой камеры через отверстие, открытое клапаном, поступает по каналу к распылителю главной дозирующей системы.