На грузовых автомобилях ЗИЛ-130 и ГАЗ-53А в систему питания дополнительно включено по два фильтра-отстойника.
Один из фильтров-отстойников (грубой очистки) установлен у топливного бака. Этот фильтр (рис. 51, а) состоит из корпуса и съемного отстойника. Внутри отстойника на стойках расположен фильтрующий элемент из набора тонких пластин, имеющих выштампованные выступы высотой 0,05 мм (поэтому между пластинами остается щель в 0,05 мм).
Топливо из бака поступает через входное отверстие в отстойник фильтра. Так как отстойник имеет больший объем, чем топливопровод, скорость поступающего топлива резко снижается, что способствует осаждению механических примесей и воды. Топливо, проходя через щели между пластинами, дополнительно очищается от механических примесей, которые оседают на фильтрующем элементе.
Рис. 50. Топливный бак
Рис. 51. Топливные фильтры-отстойники: а — грубой очистки; 6 — тонкой очистки
Фильтр тонкой очистки топлива устанавливают перед карбюратором. Этот фильтр (рис. 51, б) состоит из корпуса, стакана-отстойника, фильтрующего элемента с пружиной и скобы крепления с гайкой. Фильтрующий элемент может быть выполнен керамическим или из мелкой сетки, свернутой в виде рулона.
Часть механических примесей выпадает в виде осадка в стакане-отстойнике, а остальные задерживаются на поверхности фильтрующего элемента.
Топливный насос служит для подачи топлива из бака к карбюратору двигателя. На изучаемых автомобилях устанавливаются насосы диафрагменного типа.
Топливный насос (рис. 52) состоит из трех основных частей: ^ корпуса, головки н крышки. В корпусе на оси размещены двуплечий рычаг с возвратной пружиной и рычаг для ручной подкачки. Между корпусом и головкой топливного насоса закреплена диафрагма,^ состоящая из нескольких тканевых дисков, пропитанных бензостойким лаком, и собранная на штоке, имеющем две тарелки. Двуплечий рычаг воздействует на шток через текстолитовую упорную шайбу. Под диафрагмой установлена нагнетательная пружина.
В головке насоса расположены впускные и выпускные клапаны Клапаны имеют направляющий стержень, резиновую шайбу и пружину. Сверху впускных клапанов расположен сетчатый фильтр.
Топливный насос приводится в действие непосредственно от эксцентрика распределительного вала (24Д) или через штангу (ЗИЛ-130)
В двигателях ЗМЗ-53 эксцентрик установлен на переднем конце распределительного вала на шпонке.
Когда эксцентрик или штанга набегает на наружный конец двуплечего рычага, его внутренний конец, перемещаясь, прогибает диафрагму вниз и над ней создается разрежение (рис. 52, а). Под действием разрежения топливо из бака поступает по трубопроводу к впускному отверстию насоса и проходит через сетку к впускным клапанам (при этом нагнетательная пружина насоса сжимается). Когда выступ эксцентрика сходит с наружного конца двуплечего рычага, диафрагма под действием нагнетательной пружины перемещается вверх и в камере над ней создается давление. Топливо вытесняется через выпускной клапан и выпускной канал, а затем по трубке поступает в поплавковую камеру карбюратора (рис. 52, б).
Уменьшение пульсации топлива достигается наличием воздушной камеры над выпускным каналом. При работе насоса в этой камере создается давление, благодаря которому топливо подается к карбюратору равномерно. Подача топливного насоса рассчитана на максимальный расход топлива карбюратором.
Когда поплавковая камера заполнена, игольчатый клапан закрывает отверстие в седле и в топливопроводе, идущем от насоса к карбюратору, создается давление, которое распространяется в полость над диафрагмой. В этом случае диафрагма насоса остается в нижнем положении, так как нагнетательная пружина не может преодолеть создавшегося давления и двуплечий рычаг под действием эксцентрика и возвратной пружины качается вхолостую.