Для заполнения поплавковой камеры карбюратора топливом при неработающем двигателе служит рычаг ручной подкачки, расположенный сбоку корпуса насоса.
Рычаг имеет валик со срезанной частью и возвратную пружину. В отжатом положении срез валика находится над коромыслом и воздействия на него не оказывает. При перемещении рычага ручной подкачки валик краями вырезанной части надавливает на внутренний конец двуплечего рычага и перемещает диафрагму вниз.
Ручную подкачку можно использовать только тогда, когда эксцентрик освободил наружный конец двуплечего рычага. Если диафрагма в неработающем двигателе находится в нижнем положении, то необходимо повернуть пусковой рукояткой коленчатый вал двигателя на один оборот с тем, чтобы эксцентрик сошел с двуплечего рычага.
Воздушный фильтр предназначен для очистки воздуха, поступающего для приготовления горючей смеси. Если воздух не подвергнуть очистке, то в цилиндры вместе с горючей смесью будет попадать пыль (до 20 г за один час работы двигателя) и другие примеси, способствующие ускоренному износу цилиндров, поршней, поршневых колец и т. п.
Применяемый на автомобилях воздушный фильтр инерционно-масляного типа с двухступенчатой очисткой воздуха (рис. 53) состоит из корпуса масляной ванны, фильтрующего элемента и патрубков. К корпусу масляной ванны прикреплен опорный стакан, а к крышке— патрубок отбора воздуха.
Для установки воздушного фильтра его патрубок крепится винтами к фланцу карбюратора; корпус фильтра к патрубку крепится при помощи стяжного винта и барашковой гайки,
Под действием разрежения запыленный воздух направляется в фильтре вниз и у поверхности масла резко изменяет направление движения в сторону фильтрующего элемента.
При малом расходе воздуха уровень масла во внутреннем и наружном отсеках будет одинаков. Масло, двигаясь по отражателю вверх, увлекается воздухом и смачивает нижнюю часть фильтрующего элемента. По мере увеличения потока воздуха уровень масла во внутреннем отсеке повышается, а в наружном понижается ввиду увеличения разрежения во внутреннем отсеке. Это разрежение возникает благодаря наличию отверстий, соединяющих внутренний отсек с полостью фильтрующего элемента.
По мере уменьшения расхода воздуха первоначальный уровень масла восстанавливается. Масло смывает частицы пыли, осевшие на отражателе, которые затем осаждаются на дне ванны.
Изменение уровня масла в ванне обеспечивает равномерное смачивание нижней части фильтрующего элемента и равномерный контакт проходящего воздуха с поверхностью масла на различных режимах работы двигателя. Очищенный воздух по патрубку поступает в карбюратор.
Рис. 53. Воздушный фильтр
Подача воздуха к фильтру в двигателе ЗИЛ-130 происходит через канал в капоте двигателя, с которым воздушный фильтр соединен резиновым переходным патрубком (рис. 54). В канал может поступать как наружный воздух (эксплуатация автомобиля при высоких температурах), так и воздух из подкапотного пространства {эксплуатация автомобиля при низких температурах) в зависимости от положения заслонки, помещенной в воздушном канале.
Рис. 54. Поступление воздуха к воздушному фильтру у двигателя автомобиля ЗИЛ-130
Впускные трубопроводы соединяют смесительную камеру карбюратора с впускными каналами головки цилиндров. Они отливаются из алюминиевого сплава и в зависимости от типа двигателя устанавливаются между головками правого и левого рядов цилиндров (ЗИЛ-130, ЗМЗ-53) либо сбоку головки цилиндров (24Д). Впускной трубопровод у V-образных двигателей имеет систему каналов, по которым горючая смесь подводится от каждой смесительной камеры карбюратора к двум цилиндрам правого и двум цилиндрам левого рядов.
Соединения между впускным трубопроводом и головками цилиндров уплотняются прокладками.
Выпускные трубопроводы присоединены с наружных сторон головок рядов цилиндров (ЗИЛ-130, ЗМЗ-53) или сбоку блока цилиндров (24Д) и служат для отвода отработавших газов из цилиндров. Чтобы уменьшить сопротивление при выходе обработавших газов и, следовательно, потери мощности двигателя, выпускные трубопроводы делают короткими с плавными переходами. Крепятся трубопроводы на шпильках, а плотность прилегания достигается за счет металло-асбестовых прокладок.
Подогрев горючей смеси применяется для улучшения условий испарения топлива. Испарение топлива и его перемешивание с воздухом продолжается во впускном трубопроводе и заканчивается в цилиндрах двигателя. Чтобы улучшить испарение, особенно в холодное время года и обеспечить прогрев холодного двигателя, впускной трубопровод подогревается.
Для этой цели в V-образных двигателях между каналами впускного трубопровода имеется пространство, сообщающееся с рубашкой охлаждения, в которой циркулирует охлаждающая жидкость. При пуске таких двигателей в условиях низких температур подогрев впускного трубопровода осуществляется с общим подогревом холодного двигателя проливом через систему охлаждения горячей воды.
В рядном двигателе нижняя стенка средней части впускного трубопровода подогревается отработавшими газами, проходящими по выпускному трубопроводу, прикрепленному шпильками к средней части впускного трубопровода.
Степень подогрева горючей смеси можно регулировать подвижной заслонкой (рис. 55), установленной в средней части выпускного трубопровода. На оси заслонки снаружи установлен сектор с выштампованными надписями «Зима», «Лето». Когда метка «Зима» находится против стопорной шпильки, подогрев смеси наибольший, при положении сектора у метки «Лето» подогрев смеси наименьший.
Чрезмерный подогрев смеси нежелателен, так как при этом объем горючей смеси увеличивается и ухудшается наполнение цилиндров.
Глушитель. Отработавшие газы при выходе из цилиндров обладают большим давлением и скоростью, отчего создается значительный шум. Для уменьшения шума к выпускному трубопроводу прикреплена труба с глушителем. Глушитель состоит из внутренней трубы с отверстиями и кожуха. Полость между трубой и кожухом разделена несколькими перегородками. Отработавшие газы, поступая в глушитель, расширяются, давление на выходе падает, и шум уменьшается.
Воздух, засасываемый в смесительную камеру карбюратора, также имеет большую скорость и создает повышенный шум. Для уменьшения шума при всасывании воздуха воздушные фильтры карбюраторов имеют полости большего объема, чем воздушный патрубок карбюратора. В результате падения скорости поступающего воздуха происходит уменьшение шума.