Кривошипно-шатунный механизм преобразовывает поступательное движение поршня во вращательное движение коленчатого вала.
Кроме того, при помощи этого механизма осуществляются вспомогательные такты — впуск, выпуск и сжатие. На коленчатом валу двигателя создается крутящий момент, который через маховик и трансмиссию автомобиля передается и а ведущие колеса.
Кривошипно-шатунный механизм состоит из: блока цилиндров с картером и головкой, поршней с кольцами и поршневыми пальцами, шатунов, коленчатого вала, маховика и поддона картера.
Блок цилиндров представляет собой общую отливку, в которой расположены все цилиндры многоцилиндрового двигателя. Вместе с блоком отливается картер с перегородками и гнездами для подшипников коленчатого вала, а также стенки водяной рубашки при жидкостном (рис. 5) или ребра при воздушном охлаждении. Материалом для изготовления блока с картером служит алюминиевый сплав (ЗМЗ-53 и 24Д) или чугун (ЗИЛ-130). Цилиндры в блоке располагаются в-одни ряд (24Д) или в два ряда под углом 900 (ЗИЛ-130, ЗМЗ-53), изготовлены в виде гильз из легированного чугуна, которые крепятся в блоке цилиндров в специальных гнездах. В нижней части гильзы уплотняются резиновыми кольцами, а в верхней — прокладкой головки блока. Гильзы омываются охлаждающей жидкостью и напаиваются мокрыми. В блоке цилиндров предусмотрены гнезда для крепления деталей газораспределительного механизма и вспомогательных приборов. Внутренняя поверхность цилиндров с целью уменьшения силы трения и износа тщательно отшлифована и называется зеркалом цилиндра. Чтобы повысить износостойкость цилиндра в изучаемых двигателях в верхней части цилиндра запрессовываются короткие гильзы из износостойкого антикоррозионного чугуна.
Головка цилиндров закрывает цилиндры сверху и прикрепляется к блоку цилиндров шпильками и гайками. В головке размешены камеры сгорания. При верхнем расположении клапанов в головке выполнены впускные и выпускные каналы, заканчивающиеся в камере сгорания гнездами. Каналы перекрываются клапанами.
Так же, как и блок цилиндров, головка имеет полость для охлаждающей жидкости — рубашку охлаждения. Изготовляется головка из сплава алюминия.
Между головкой и блоком цилиндров прокладывается металлоасбестовая прокладка. Прокладка должна быть прочной, жаростойкой и эластичной, поэтому она состоит из двух листов мягкого металла, между которыми проложен асбест.
Снизу картер двигателя закрыт поддоном, выштампованным из листовой стали. Поддон защищает картер от попадания пыли и грязи и используется в качестве резервуара для масла. Поддон крепится к плоскости разъема болтами, а для обеспечения герметичности соединения применяют прокладки из картона или из клееной пробковой крошки.