Стартер

Стартер предназначен для пуска двигателя. Надежный пуск кар­бюраторного двигателя возможен при условии, если его коленчатый вал вращается с частотой 60—80 об/мин.

Достижение такой частоты вращения при помощи рукоятки требует от водителя значительных усилий. Для облегчения работы водителя при пуске применяют элек­трический двигатель — стартер. Основными частями стартера (рис. 85, а) являются: корпус, полюсные башмаки, обмотки полюсных башмаков, якорь с обмотками и коллектором, две крышки, щетки и щеткодержатели.

рис 85 стартер -а — деташ стартера; б — муфта свободного хода: в — ролики и толкатели; г — работа муфты свободного хода

Рис 85 Стартер - а — деташ стартера; б — муфта свободного хода: в — ролики и толкатели; г — работа муфты свободного хода

Стартер потребляет ток до 600 А, поэтому обмотки возбуждения и якоря выполнены из толстого провода. Четыре обмотки возбужде­ния включены последовательно обмоткам якоря двумя параллельными ветвями по две обмотки возбуждения в каждой. Щетки для лучшей проводимости сделаны медно графитным и. Две щетки соединены с «массой», а две — с обмотками возбуждения. Закреплены щетки в щетко­держателе и прижимаются к коллектору пружинами.

Для приведения во вращение коленчатого вала двигателя стартер оборудован приводом с муфтой свободного хода (рис. 85, б), соединяю­щим вал стартера с зубчатым венцом маховика. Стартер включают при помощи включателя зажигания. Работа стартера основана на взаимо­действии магнитных полей обмоток возбуждения и якоря при прохож­дении по ним электрического тока.

Привод стартера должен обеспечивать соединение шестерни стар­тера с венцом маховика только на время пуска двигателя. После пуска вал стартера должен немедленно отключаться, в противном случае венец маховика будет вращать якорь стартера с очень большой ча­стотой и витки обмотки якоря могут под действием центробежной силы выйти из пазов.

рис. 86. схема включения стартера

Рис. 86. Схема включения стартера

Привод стартера состоит из рычага включения, шлицевой втулки и муфты свободного хода с шестерней. Муфта свободного хода имеет шлицевую втулку с ведущей обоймой и ведомую обойму, выполненную вместе с шестерней. Внутри ведущей обоймы имеются четыре клино­образные выемки (рис. 85, в), в которые помещены ролики, поджимае­мые пружинными толкателями в узкую часть вырезов. Шлицевая втул­ка может перемещаться по шлицам вала якоря стартера под действием включающей вилки и пружины. При пуске двигателя усилие с вала якоря стартера передается на шестерни. Как только ведущая обойма начнет вращаться, ролики, переместившись по наклонной поверх­ности, заклинят ведомую обойму и приводная шестерня начнет вра­щать маховик (рис. 85, г). После того как двигатель начнет работать, маховик будет вращать шестерню и связанную с ней ведомую обойму быстрее, чем вращаются вал стартера и ведущая обойма. При этом ролики муфты сдвигаются по наклонной поверхности в более широкую часть вырезов, освобождают ведомую обойму с шестерней и уси­лие на вал стартера не передается, чем предохраняется якорь стартера от «разноса».

На автомобилях применяют стартер с дистанционным управле­нием и электромагнитным включением (рис. 86). Включатель состоит из реле включения, тягового реле с двумя обмотками — втягивающей и удерживающей и привода стартера. Втягивающая обмотка включена последовательно обмотке якоря, а удерживающая — параллельно.

Для включения стартера необходимо повернуть ключ зажигания вправо до отказа, при этом замыкается цепь обмотки реле включения. Контакты реле замыкаются, а втягивающая и удерживающая обмотки тягового реле включаются в электрическую цепь.

Под действием магнитного поля обмоток втягивается сердечник тя­гового реле и рычагом, связанным с ним, вводит в зацепление шестер­ню привода с венцом маховика. Медный контактный диск, расположен­ный с другой стороны стержня, после включения шестерни замкнет силовую электрическую цепь стартера. Как только заработает двига­тель, в-генераторе будет создаваться ЭДС и обмотка реле включения, будет находиться под напряжениями генератора и батареи, направлен­ными навстречу друг другу. Магнитное поле реле включения умень­шится и его контакты под действием пружины разомкнутся.

Цепь удерживающей обмотки размыкается и сердечник тягового реле, а с ним рычаг и медный диск включения вернутся в исходное положение, выключая стартер.

Стартер должен работать не более 5 с. При необходимости стартер можно включать повторно через 0,5—1 мин. Этот промежуток вре­мени необходим для восстановления работоспособности аккуму­ляторной батареи. Если после двух-трех включений стартера двига­тель не запустится, следует найти и устранить неисправность.


create a website http://www.SaitVizitka123.ru