Схема электрооборудования

На автомобилях применяют одно проводную систему, при которой потребители, включатели, источники тока и другие приборы электро­оборудования соединены между собой проводом по определенной схе­ме; другим проводом служат металлические части автомобиля — «масса».

В схеме электрооборудования автомобиля, в первую очередь, не­обходимо выделить цепи, соединяющие между собой аккумуляторную \ батарею, генератор, реле-регулятор, включатель зажигания и центральный переключатель света (рис. 104). Все потребители включаются в цепи путем присоединения к одному из перечисленных приборов.

рис. 104. схема соединения источников тока, стартера, включателя зажигания и центрального переключения света

Рис. 104. Схема соединения источников тока, стартера, включателя зажигания и центрального переключения света

Схема электрооборудования автомобиля ГАЗ-53А показана на рис. 105.

Чтобы замкнуть цепь тока низкого напряжения бата­рейного зажигания необходимо включить ее включателем зажига­ния. При этом ток низкого напряжения проходит по цепи, положительный вывод аккумуляторной батареи — зажим включателя стартера — отрица­тельная клемма амперметра — амперметр — положительная клемма ампер­метра — клемма AM включателя зажигания — клемма СЗ включателя зажи­гания — клемма катушки зажигания ВКБ — добавочный резистор — первич­ная обмотка катушки зажигания — клемма катушки зажигания — рычажок прерывателя с контактом — неподвижный контакт прерывателя — «масса» — отрицательный вывод аккумуляторной батареи.

Цепь тока высокого напряжения: вторичная обмотка ка­тушки зажигания — выводная клемма — центральная клемма распределителя — провод высокого напряжения — подавительный резистор — централь­ный электрод свечи — боковой электрод свечи — «масса» — отрицательный вывод аккумуляторной батареи — положительный вывод аккумуляторной батареи — зажим стартера — амперметр — включатель зажигания — клемма СЗ включателя зажигания — клемма 8КБ катушки зажигания — вторичная обмотка катушки зажигания.

При достижений расчетного напряжения на клеммах генератора ток по­ступает для заряда аккумуляторной батареи по цепи: положительный полюс выпрямителя — положительная клемма амперметра — амперметр — отрицательная клемма амперметра — зажим стартера — поло­жительный вывод батареи — внутренняя цепь батареи — отрицательный вывод батареи — «масса» — отрицательная клемма генератора

Цепь стартера: положительный вывод аккумуляторной батареи — замкнутые контакты включателя стартера — выводная клемма — обмотка воз­буждения — положительные щетки стартера — обмотка якоря — отрицатель­ные щетки — «масса» — отрицательный вывод аккумуляторной батареи.

рис. 105. схема электрооборудования автомобиля газ-53а

Рис. 105. Схема электрооборудования автомобиля ГАЗ-53А

Цепи осветительных приборов:

Цепь подфарников: положительный вывод аккумуляторной батареи — зажим включателя стартера — отрицательная клемма амперметра — ампер­метр — положительная клемма амперметра — зажим AM включателя зажига­ния — предохранитель — центральный переключатель света —ножной переклю­чатель — центральный переключатель света — соединительная панель — нити дамп подфарников — «масса»—отрицательный вывод аккумуляторной батареи;

Цепь заднего фонаря: положительный вывод аккумуляторной батареи — зажим включателя стартера — отрицательная клемма амперметра—ампер

Метр—положительная клемма амперметра—зажим AM включателя зажигания — предохранитель — центральный переключатель света—Соединительная панель—нить лампы заднего фонаря—«масса»—отрицательный вывод аккумуля­торной батареи;

Цепь лампы фары: положительный вывод аккумуляторной батареи — зажим включателя стартера — отрицательная клемма амперметра — ампер­метр — положительная клемма амперметра — зажим AM включателя зажи­гания — предохранитель — центральный переключатель — ножной переклю­чатель — соединительная панель — нити ламп ближнего света — «масса» — отрицательный вывод аккумуляторной батареи.

Цепь звукового сигнала. При нажатой кнопке сигнала ток проходит по цепи: положительный вывод аккумуляторной батареи — зажим включателя стартера — отрицательная клемма амперметра — амперметр — по­ложительная клемма амперметра—клемма AM включателя зажигания — клем­ма ПР включателя зажигания — клемма указателя давления масла—клемма указателя температуры охлаждающей жидкости — клемма указателя уровня топлива—контакты сигнала—обмотки сигнала—прерыватель сигнала — кнопка сигнала — «масса» — отрицательный вывод батареи.

Когда напряжение, вырабатываемое генератором, больше, чем на­пряжение аккумуляторной батареи, сеть питается током генератора. В этом случае ток поступает от генератора на положительную клемму амперметра и далее по цепи к потребителю, от которого ток через «массу» возвращается к генератору.

Исправная работа системы зажигания обеспечивается:

Нормальным зазором между контактами прерывателя и чистотой их поверхностей;

Чистотой карболитовых деталей, свечей и нормальным зазором между их электродами;

Хорошим контактом проводников тока и их клемм;

Исправной и полностью заряженной аккумуляторной батареей;

Исправным конденсатором распределителя зажигания.

Доводка (корректировка) установки зажигания автомобиля ГАЗ-53А делается следующим образом.

Прогреть двигатель до температуры жидкости в системе охлаж­дения 85° С. Двигаясь на прямой передаче по ровной дороге со ско­ростью 25 км/ч, дать машине разгон до 60 км/ч, резко нажав до отказа на педаль дроссельных заслонок. Если при этом будет наблюдаться незначительная и кратковременная детонация, исчезающая при ско­рости 45—50 км/ч, установка момента зажигания сделана правильно. При сильной детонации вращением гаек октан-корректора повернуть корпус распределителя по часовой стрелке, уменьшив угол опереже­ния зажигания. При полном отсутствии детонации повернуть корпус распределителя против часовой стрелки. Необходимо следить за тем, чтобы автомобиль не эксплуатировался в течение длительного времени с заметной детонацией.

При использовании высокооктанового бензина (но не выше 80 по моторному методу) детонация может не прослушиваться. В этом случае подбор наивыгоднейшего опережения зажигания следует остановить на угле 8—9°. Длительное использование высокооктанового бензина (с октановым числом выше 80) может привести к перегреву двигателя, прогоранию клапанов и другим неполадкам, поэтому не рекомендуется.


create a website http://www.SaitVizitka123.ru