Перемещение автомобиля из ряда в ряд, правые и левые повороты и ряд других маневров, связанных с изменением направления движения автомобиля, представляют собой значительную опасность, если их выполнить без предупреждения других участников движения.
Указатели поворотов предназначены для предупреждения о предстоящем маневре автомобиля. Обычно указатели совмещены с подфарниками и задними фонарями и подают сигнал мигающим светом. Световой указатель поворотов (рис. 102) состоит из переключателя р прерывателя (реле). Наибольшее применение на автомобилях имеют электромагнитотепловые прерыватели тока. Такой прерыватель состоит из сердечника с обмоткой, панели, двух якорьков, четырех серебряных контактов, ни хромовой струны, бронзовой пластинки и резистора.
Левый якорек и два контакта замыкают и размыкают цепь сигнальных ламп, а правый дополнительный якорек с контактами обеспечивает работу контрольной лампы.
При замыкании переключателем цепи сигнальных ламп ток от источника поступает через обмотку, минуя контакты (они разомкнуты), на резистор, ни хромовую струну, левый якорек, лампы и на «массу». Так как ток проходит через резистор и струну, накал нити лампы будет невелик, а струна под действием тока нагревается, удлиняется и дает возможность левому якорьку притянуться к сердечнику, а контактам замкнуться. При таком положении ток на лампы поступает через замкнутые контакты, минуя резистор, и они будут светиться ярким светом. Обесточенная струна, охлаждаясь, укоротится и опять разомкнет контакты, при этом накал нити лампы уменьшится. Замыкание и размыкание контактов, а следовательно, и мигание сигнальных ламп указателей поворотов, пока они включены, будет происходить 60—120 раз в минуту. При увеличении силы тока в обмотке сердечника, т. е. при замкнутых левых контактах, дополнительный якорек притягивается и замыкает контактами цепь контрольной лампы. После размыкания левых контактов сила тока в обмотке сердечника уменьшается и правые контакты разомкнутся.
Включатель стоп-сигнала предназначен для включения стоп-сигнала при торможении автомобиля ножным тормозом. На изучаемых (автомобилях применяют включатели с гидравлическим или пневматическим приводом. На автомобилях с гидравлическим приводом включатель установлен на главном тормозном цилиндре. Такой включатель состоит из корпуса, диафрагмы, крышки с контактами, штока, контактной пластины и пружины. При нажатии на педаль тормоза жидкость под давлением поступает под диафрагму и прогибает ее. Диафрагма через шток перемещает контактную пластину и замыкает контакты цепи стоп-сигнала — лампы загораются. При расторможении, когда давление жидкости прекращается, пружина отжимает контактную пластину и цепь размыкается.
На автомобилях с пневматическим приводом тормозов включатель стоп-сигнала установлен на тормозном кране или после него. По своему устройству этот включатель подобен гидравлическому, но в отличие от него на диафрагму оказывает давление на жидкость, а сжатый воздух.
Присоединение к «массе» оголенного провода, подводящего ток от источников к потребителям, приводит к образованию новой цепи, резкому уменьшению сопротивления в ней и, как следствие, к значительному увеличению силы тока. Такое явление называется коротким замыканием. При коротком замыкании нагреваются провода и разряжается аккумуляторная батарея. Чрезмерный нагрев проводов может вызвать пожар.
Предохранители предназначены для защиты проводов, приборов и аккумуляторной батареи от повреждения при коротком замыкании. На автомобилях применяют термобиметаллические предохранители многократного и однократного действия.
Термобиметаллический предохранитель многократного действия (рис. 103, а) состоит из корпуса и биметаллической пластины с контактом на конце. Контакт биметаллической пластины прижимается к неподвижному контакту, укрепленному на корпусе, замыкая этим цепь. Если по биметаллической пластине пройдет ток силы больше расчет-ной, она нагревается и, изгибаясь, разомкнет контакты. Остывая, пластина выпрямится и вновь замкнет цепь, что сопровождаете я характерным пощелкиванием. Пока короткое замыкание не устранено, предохранитель будет периодически размыкать и замыкать цепь. Кроме описанной конструкции, применяют биметаллический предохранитель однократного действия кнопочного типа (рис. 103, б). При перегрузках цепи кнопочный биметаллический предохранитель размыкает цепь. Для включения цепи необходимо нажать на кнопку.