Распределитель установлен сверху на корпусе прерывателя и состоит из ротора и крышки (рис. 78). Ротор изготовлен в виде грибка из карболита; сверху в него вмонтирована контактная пластина. Крепится ротор на выступе кулачка. Крышка распределителя изготовлена также из карболита.
На наружной ее части по окружности выполнены гнезда (по числу цилиндров) для крепления проводов к свечам зажигания. В середине крышки размещено центральное гнез до для крепления проводов высокого напряжения от катушки зажигания.
Внутри против каждого гнезда расположены боковые контакты, а в центре помещен угольный контакт с пружиной для соединения центрального гнезда с пластиной ротора. Крепится крышка на корпусе прерывателя двумя пружинными защелками. Ротор, вращающийся вместе с кулачком, соединяет поочередно центральный контакт с боковыми, замыкая цепь высокого напряжения через свечи тех цилиндров, где в данный момент должно происходить воспламенение рабочей смеси.
Свечи зажигания предназначены для воспламенения рабочей смеси в цилиндрах двигателя. Электрический разряд — искра — образуется между электродами свечи зажигания. Свеча (рис. 79) состоит из центрального электрода с изолятором (сердечник свечи) и стального корпуса, в котором он крепится. Корпус имеет нарезную часть, которой свеча ввернута в отверстие головки цилиндров двигателя. В нижней части корпуса имеется один боковой электрод. В верхней части корпус свечи зажигания имеет грани под ключ. Центральный электрод с изолятором закальцован в корпус свечи. Для уплотнения между кромками корпуса и буртиком изолятора проложены уплотняющие прокладки. На центральном электроде сверху установлен наконечник для присоединения провода высокого напряжения.
Для обеспечения нормальных условий работы свечи зажигания необходимо, чтобы температура нижней части изолятора была в пределах 500—600е С (при такой температуре сгорает нагар и свеча очищается).
Тепловая характеристика свечи зажигания зависит от длины нижней части изолятора и условий его охлаждения. Чрезмерный нагрев свечи приводит к калильному зажиганию и разрушению изолятора, а переохлаждение — к забрызгиванию электродов свечи маслом и образованию обильного нагара.
Свечи зажигания для двигателя выбирают по их обозначениям, где указаны диаметр нарезной части, длина нижней части изолятора и материал изолятора. Диаметр нарезной части обозначается буквами М и А, где М соответствует диаметру 18 мм и А — 14 мм. Цифрой обозначена длина нижней части изолятора и буквами в конце — первая — материал изолятора (например У — уралит, Б —бор корунд), вторая — способ герметизации по центральному электроду (например, С—стеклогерметик).
На двигателях изучаемых автомобилей устанавливают свечи: ЗМЗ-53 — А11У, ЗИЛ-130 — А15БС и 24Д — А7.5БС.
Большое влияние на работу свечи зажигания имеет зазор между центральным и боковым электродами. Заводы рекомендуют следующие зазоры: ЗМЗ-53 — 0,8—0,9 мм, ЗИЛ -130 — 0,85—1,00 мм и 24Д— 0,8—6,9 мм. Уменьшение зазора против нормы вызывает обильное нагарообразование на электродах свечи зажигания и перебои в ее работе. При большом зазоре из-за повышения сопротивления ухудшаются условия искрообразования, отчего также будут возникать перебои в работе двигателя.