В автомобиле ГАЗ-24 «Волга», кроме указанных положений, ключ имеет четвертое положение: поворот влево — включен радиоприемник либо выключено зажигание и застопорен руль при помощи противоугонного устройства.
Радиоприемник включается и при втором положении ключа. Во всех случаях вместе с зажиганием включаются контрольно-измерительные приборы.
Рассмотренная система батарейного зажигания отличается простотой, что обусловило ее широкое распространение. Однако она имеет ряд существенных недостатков: сила тока низкого напряжения зависит от частоты вращения коленчатого вала двигателя; через контакты прерывателя проходит ток значительной величины, что вызывает их быстрый износ; ненадежное воспламенение рабочей смеси в быстроходных двигателях с высокой степенью сжатия и большим числом цилиндров.
В настоящее время применяются системы зажигания с применением полупроводниковых элементов — транзисторов. Такие системы сложнее рассмотренной, но имеют ряд преимуществ.
Контактно-транзистор на я система зажигания (рис. 81) отличается от обычной тем, что между катушкой зажигания и контактами прерывателя включается транзисторный коммутатор.
В коллекторную цепь усилителя включена первичная обмотка катушки зажигания. Контакты прерывателя включены в цепь базы — управляющего электрода транзистора. При замыкании контактов через них пройдет ток небольшой силы (0,75 А), при этом на управляющем электроде возникает потенциал и транзистор пропускает ток к первичной обмотке катушки зажигания. Так как сила тока базы весьма незначительна, то при разрыве контактов их износ от электрической искры практически отсутствует и на срок службы контактов влияет только механический износ.
Сила тока, поступающего в первичную обмотку через транзистор, обеспечивает повышение напряжения во вторичной цепи примерно на 25%, что позволяет увеличить зазор между электродами свечи зажигания и величину искры независимо от частоты вращения коленчатого вала двигателя. Это значительно облегчает пуск двигателя в холодное время года.
Размыкание контактов прерывателя приводит к размыканию цепи тока управления транзистором и его запиранию, так как сопротивление перехода силового участка транзистора (коллектор — эмиттер) повышается до нескольких сотен ом.