Сжатая рабочая смесь в цилиндре двигателя зажигается электрическим разрядом — искрой, образующейся между электродами свечи зажигания. Для образования электрического разряда необходимо напряжение не менее 12—14 кВ.
Преобразование тока низкого напряжения в ток высокого напряжения и распределение его по цилиндрам двигателя осуществляется приборами батарейного зажигания.
Система батарейного зажигания состоит из источников тока низкого напряжения, катушки зажигания, прерывателя-распределителя, конденсатора, свечей зажигания, включателя зажигания и проводов
Низкого и высокого напряжения (рис. 73). В системе батарейного зажигания имеются две цепи — низкого и высокого напряжений.
Цепь низкого напряжения питается от аккумуляторной батареи или от генератора. В этой цепи, кроме источников тока, включены включатель зажигания, первичная обмотка катушки зажигания с добавочным резистором и прерыватель.
Цепь высокого напряжения состоит из вторичной обмотки катушки зажигания, распределителя, проводов высокого напряжения, свечей зажигания.
Рис 73. Схема батарейного зажигания
Образование тока высокого напряжения основано на принципе взаимоиндукции. При включенном выключателе зажигания и замкнутых контактах прерывателя ток от аккумуляторной батареи или генератора поступает на первичную обмотку катушки зажигания, образуя магнитное поле. При размыкании контактов ток в первичной обмотке и магнитное поле вокруг нее исчезают. Исчезающее магнитное поле пересекает витки вторичной обмотки и в каждом из них возникает небольшая по величине ЭДС. Благодаря большому количеству витков вторичной обмотки, последовательно соединенных между собой, общее напряжение на ее концах достигает 20—24 кВ. От катушки зажигания, через провод высокого напряжения, распределитель и провода ток высокого напряжения поступает к свечам зажигания в результате чего между электродами свечей возникает искровой разряд, зажигающий рабочую смесь.
Катушка зажигания служит для преобразования тока низкого напряжения в ток высокого напряжения (с 12 В до 20—24 кВ). Она состоит из следующих основных частей (рис. 74): сердечника, первичной обмотки (из толстого изолированного медного провода диаметром 0,8 мм), картонной трубки, вторичной обмотки (состоящей из 18— 20 тыс. витков тонкого провода диаметром 0,1 мм), железного корпуса с магнитопроводами, карболитовой крышки и клемм. Вторичная обмотка расположена под первичной и отделена от нее слоем изоляции. Концы первичной обмотки выведены на клеммы карболитовои крышки. Один конец вторичной обмотки соединен с первичной обмоткой, а второй выведен на центральную клемму карболитовой крышки.
Сердечник изготавливают из отдельных изолированных друг от друга полосок трансформаторной стали, чтобы уменьшить влияние вихревых токов. Нижний конец сердечника установлен в фарфоровый изолятор. Внутри катушка зажигания заполнена трансформаторным маслом.
Добавочный резистор состоит из спирали, керамических гнезд и двух шин. Сопротивление резистора колеблется от 0,7 до 4 Ом. Один конец резистора соединен шиной с клеммой В К, а другой — с клеммой В КБ.