При малой частоте вращения коленчатого вала двигателя контакты прерывателя сравнительно продолжительное время находятся в замкнутом состоянии, сила тока в первичной цепи возрастает, резистор нагревается (увеличивая сопротивление в цепи) и в катушку зажигания поступает ток небольшой силы, предохраняя ее от перегрева.
Когда частота вращения коленчатого вала двигателя увеличивается, время замкнутого состояния контактов уменьшается, сила тока в первичной цепи уменьшается, нагрев и сопротивление добавочного резистора уменьшается, что препятствует понижению напряжения во вторичной цепи.
При включении стартера резистор закорачивается и пуск двигателя облегчается. Прерыватель - распределитель служит для прерывания тока низкого напряжения катушки зажигания и распределения тока высокого напряжения по цилиндрам двигателя.
Прерыватель (рис.75) установлен на двигателе распределительного вала. Основными частями прерывателя являются корпус, приводной вал, подвижной диск (на котором размещены изолированный рычажок с контактом и неподвижный контакт со стойкой), неподвижный диск, центробежный и вакуумный регуляторы опережения зажигания, кулачок с выступами по числу цилиндров. Кулачок соединен с приводным валиком через центробежный регулятор. Контакты прерывателя наплавлены тугоплавким металлом — вольфрамом. Рычажок прерывателя закреплен на диске шарнирно и своим контактом прижимается к неподвижному контакту пружиной. Вращающийся кулачок прерывателя нажимает на выступ рычажка прерывателя и за один оборот разомкнет, а пружина сомкнет контакты столько раз, сколько имеется выступов на кулачке.
Размыкание первичной цепи катушки зажигания вызывает исчезновение магнитного поля, пересекающего не только витки вторичной, а и первичной обмотки, вследствие чего в них индуктируется ЭДС самоиндукции величиной 260—300 В. Ток самоиндукции, замедляя исчезновение тока в первичной цепи, приводит к уменьшению ЭДС во вторичной цепи. Ток самоиндукции также приводит к интенсивному искрению между контактами прерывателя и их разрушению. Для уменьшения воздействия ЭДС самоиндукции применяют конденсатор.
Конденсатор включен параллельно первичной цепи и в момент появления ЭДС самоиндукции заряжается, не допуская искрения на контактах. Кроме того, заряженный конденсатор, разряжаясь в обратном направлении, приводит к быстрому исчезновению тока в первичной цепи, а следовательно, и магнитного поля, благодаря чему напряжение во вторичной цепи повышается. Конденсатор (рис. 76, а) состоит из корпуса, внутри которого размещены свернутые рулоном две алюминиевые ленты, изолированные друг от друга парафинированной конденсаторной бумагой. Одна из лент присоединена к «массе», а другая проводом к изолированному рычажку прерывателя.
В последнее время применяют малогабаритные герметизированные конденсаторы (рис. 76, б), у которых на бумагу, пропитанную квелом, напылен тонкий слой олова, а поверх него — тонкий слой клика. Крепится конденсатор на корпусе прерывателя снаружи или на но подвижном диске.
Емкость конденсатора 0,17—0,25 мкФ. Конденсаторы из металлизированной бумаги обладают способностью самовосстанавливаться при пробое диэлектрика.
Большое влияние на работу батарейного зажигания оказывает зазор между контактами прерывателя, который поддерживается в пределах 0,35—0,45 мм.
Если зазор будет большим, то время замкнутого состояния контактов уменьшится и сила тока в первичной обмотке катушки зажигания не успеет возрасти до требуемой величины и, как следствие »того, ЭДС вторичной цепи будет недостаточной. При большой частоте вращения коленчатого вала будут возникать перебои в работе двигателя.
При малом зазоре происходит сильное искрение между контактами, их обгорание и, как следствие, перебои на всех режимах работы двигателя. Зазор между контактами прерывателя регулируют перемещением пластины стойки неподвижного контакта при помощи эксцентрика, отвернув предварительно винт крепления пластины стойки (рис. 77). После регулировки винт нужно завернуть. Замеряют зазор пластинчатым щупом при полностью разомкнутых контактах.