Трансмиссия автомобиля представляет собой совокупность агрегатов и механизмов, передающих крутящий момент двигателя ведущим - колесам и изменяющих крутящий момент и частоту их вращения по величине и направлению.
На автомобилях ЗИЛ-130, ГАЗ-53А и ГАЗ-24 «Волга» ведущими являются задние колеса. Трансмиссия этих автомобилей состоит из сцепления, коробки передач, карданной передачи, главной передачи, дифференциала и приводных валов — полуосей (рис. 106).
На автомобилях повышенной проходимости ведущими являются передний и задний мосты. В трансмиссии такого автомобиля, помимо перечисленных механизмов, имеются: раздаточная коробка, дополнительный карданный вал и передний ведущий мост с главной передачей, дифференциалом и полуосями с карданами (рис. 107). На автомобилях повышенной проходимости и большой грузоподъемности устанавливают два задних ведущих моста. В этом случае усилие от раздаточной коробки будет передаваться на второй задний мест дополнительной карданной передачей.
Сцепление автомобиля передает крутящий момент двигателя и позволяет кратковременно отсоединить двигатель от трансмиссии и вновь их плавно соединить при переключении передачи и трогании автомобиля с места.
Рис. 106 Трансмиссия автомобиля с одним задним ведущим мостом
Работа механизма сцепления основана на использовании сил трения. На рис. 108 показано принципиальное устройство механизма сцепления, состоящего из нажимного и ведомого диска. Нажимной
Диск соединен с маховиком, а ведомый посажен на ведущем валу коробки передач. Диски сжимаются пружинами и в результате силы трения между ними крутящий момент передается от двигателя на ведущий вал коробки передач. Плавность включения обеспечивается за счет проскальзывания дисков до момента, полного прижатия их друг к другу.
На автомобилях установлено сухое, постоянно замкнутое одно-дисковое сцепление. Сухим сцепление называется потому, что для обеспечения передачи крутящего момента поверхности нажимного и ведомого дисков должны быть сухими. Постоянно замкнутым оно называется потому, что нажимной и ведомый диски всегда прижаты
И разжимаются только па короткое время при переключении передачи или торможении автомобиля.
Рис. 107. Трансмиссия автомобиля с передним и задним ведущими мостами
Кроме дисков, к сцеплению относятся кожух, вилки, рычаг выключения, нажимные пружины и привод сцепления (рис. 109). Кожух сцепления выштампован из стали и закреплен к маховику болтами. Внутри к кожуху на опорных болтах крепятся рычаги выключения, наружные концы которых шарнирно соединены с нажимным диском. Благодаря такому креплению нажимной диск может перемещаться (удаляясь от кожуха или приближаясь к нему), вращаясь вместе с маховиком.
Между нажимным диском и кожухом сцепления по окружности размещены пружины, зажимающие ведомый диск между нажимным и маховиком.
Рис. 108 Схема действия сцепления
Для установки пружин на кожухе и нажимном диске выполнены выступы и гнезда. На нажимном диске в местах установки пружин находятся теплоизолирующие прокладки, предохраняющие пружины от нагрева.
Сцепление автомобиля ЗИЛ-130 состоит из одного ведомого, диска, посаженного на шлицевом конце ведущего вала коробки передач, кожуха сцепления, прикрепленного к маховику болтами, нажимного диска, прикрепленного к кожуху четырьмя парами пружинных пластин, через которые передается крутящий момент от кожуха, четырех рычагов выключения, прикрепленных к кожуху опорными вилками. Наружные концы рычагов шарнирно связаны с выступами нажимного диска. Рычаги выключения крепятся к опорным вилкам кожуха и выступам нажимного диска с - помощью пальце на игольчатых подшипниках. Опорная вилка на кожухе закреплена гайкой со сферической поверхностью.
Ведомый стальной диск с фрикционными накладками соединен со ступицей гасителем крутильных колебаний Фрикционные накладки из асбестовой пластмассы к ведомому диску крепятся заклепками, головки которых утоплены.
Гаситель крутильных колебаний состоит из двух дисков, имеющих по восемь радиальных отверстий, и восьми пружин с опорными пластинами. К ведомому диску прикреплено кольцо гасителя крутильных колебаний с восемью прорезями, совпадающими с такими же прорезями в ведомом диске. Стальные диски гасителя прикреплены к ступице ведомого диска. В отверстия дисков гасителя и ведомого диска установлены пружины с опорными пластинами. Снаружи гаситель закрыт маслоотражательными шайбами. Крутильные колебания гасятся за счет трения между стальными дисками гасителя и упругости его пружин.