Механизм выключения сцепления может иметь механический или гидравлический привод

Сцепление автомобилей ГАЗ-53А и ГАЗ-24 «Волга» также одно-дисковое сухое. Отличие от сцепления автомобиля ЗИЛ-130 заключает­ся в том, что крутящий момент от кожуха сцепления к ведомому ди­ску передается через выступы нажимного диска и рычажки.

Кроме того, фрикционные накладки ведомого диска с одной стороны прикреплены не непосредственно к диску, а через упругие пружинные пластины.

Механизм выключения сцепления может иметь механический или гидравлический привод. На автомобиле ЗИЛ-130 механизм выключе­ния сцепления (рис. 110) состоит из педали, возвратной пружины, валика с рычагом, тяги, рычага вилки выключения сцепления, вилки, муфты с упорным шариковым подшипником и оттяжной пружины. Нажатием на педаль при помощи тяги и валика с вилкой перемеща­ется муфта выключения сцепления с упорным подшипником. Упорный подшипник нажимает на внутренние концы рычагов выключения, на­жимной диск отводится, освобождая ведомый диск — сцепление выключается. Для включения сцепления педаль отпускают, муфта с подшипником под действием возвратной пружины отводится, осво­бождает рычаги выключения и нажимной диск, прижимаясь пружина­ми в сторону маховика, зажимает ведомый диск — сцепление вклю­чается.

В автомобиле ГАЗ-53А в отличие от автомобиля ЗИЛ-130 вилка выключения крепится на шаровой опоре. Действие механизма выключе­ния сцепления подобно описанному выше.

В автомобиле ГАЗ-24 «Волга» привод выключения сцепления гидравлический (рис. 111) и состоит из педали, главного цилиндра, трубопровода, рабочего цилиндра и штока, действующего на вилку выключения. В остальном привод механизма выключения сцепления такой же, как и у автомобиля ГАЗ-53А.

В главном цилиндре привода механизма выключения сцепления имеется поршень с уплотнительными манжетами и отжимная пружина. Педаль сцепления при помощи пальца соединена с толкателем, другой конец которого входит в углубление поршня.

На картере сцепления закреплен рабочий цилиндр, внутри которо­го помещены поршень с уплотнительной манжетой. В углубление поршня входит толкатель со штоком, другой конец которого соединен с вилкой выключения. При нажатии на педаль толкатель перемещает поршень главного цилиндра, компенсационное отверстие в главном цилиндре закрывается и жидкость нагнетается в рабочий цилиндр. Под давлением жидкости поршень рабочего цилиндра перемещается и приводит в действие вилку. Вилка нажимает на муфту и сцепление выключается. При включении сцепления, когда педаль отпускается, детали гидравлического привода возвращаются в исходное положе­ние под действием оттяжных пружин.

Коробка передач служит для изменения крутящего момента, пере­даваемого от коленчатого вала двигателя к карданному валу, для дви­жения автомобиля задним ходом и длительного разобщения двигателя от трансмиссии во время стоянки автомобиля и при движении его по инерции.

Во время трогания автомобиля с места, при движении на подъем с грузом крутящий момент на колесах должен быть большим, чем при движении по горизонтальному участку дороги. Для этого на автомоби­лях применяют ступенчатые шестеренчатые коробки передач.

В шестеренчатой передаче, состоящей из двух шестерен, из которых меньшая является ведущей, а большая — ведомой (рис. 112, а), кру­тящий момент на ведомой шестерне будет большим во столько раз, во сколько число зубьев ведомой шестерни будет больше числа зубьев ведущей шестерни.

Число, получаемое от деления числа зубьев ведомой шестерни на число зубьев ведущей шестерни, называется передаточным числом. Если в передаче участвует несколько пар шестерен, то общее передаточное число получается умножением передаточных чисел всех пар шестерен, участвующих в передаче.


create a website http://www.SaitVizitka123.ru