На второй передаче (рис. 115, б) муфта синхронизатора перемещается вперед и своими внутренними зубьями находит и а зубчатый венец второй передачи, закрепляя ее на ведомом валу.
Крутящий момент с ведущего вала на промежуточный передается через шестерни постоянного зацепления, а с промежуточного вала — через шестерни постоянного зацепления второй передачи на муфту синхронизатора и ведомый вал.
На третьей передаче (рис. 115, в) муфта синхронизатора перемещается назад и своими внутренними зубьями находит на зубчатый венец шестерен третьей передачи, закрепляя ее на ведомом валу. Крутящий момент с ведущего вала на промежуточный передается через шестерни постоянного зацепления, а с промежуточного вала — через шестерни постоянного зацепления третьей передачи на муфту синхронизатора и ведомый вал.
На четвертой передаче (рис. 115, г) муфта синхронизатора перемещается вперед, внутренние зубья ее находят на зубчатый венец ведущего вала, и крутящий момент от ведущего вала передается на ведомый. Промежуточный вал в передаче крутящего момента не участвует. Ведомый вал вращается с той же скоростью, что и ведущий вал. Такая передача называется прямой.
Рис. 116. Коробка передач автомобиля ГАЗ-53А
Задний ход (рис. 115, д) включается введением в зацепление промежуточной шестерни заднего хода с прямозубой шестерней промежуточного вала и с зубчатым венцом на муфте синхронизатора включения первой и второй передач.
Крутящий момент от ведущего вала передается через шестерни постоянного зацепления на промежуточный вал, от промежуточного вала — на шестерню заднего хода, а от нее на синхронизатор включения первой и второй передач. Включение в передачу промежуточной шестерни позволяет изменить вращение ведомого вала на обратное.
Положение, при котором передвижная шестерня заднего хода и муфты синхронизаторов не находится в зацеплении с другими шестернями коробки передач и крутящий момент на ведомый вал не передается, называется нейтральным положением. При этом положении ведомый вал коробки передач разобщается с двигателем.
Четырехступенчатая коробка передач автомобиля ГАЗ-53А имеет четыре передачи для движения вперед и одну передачу заднего хода (рис. 116). В постоянном зацеплении находится шестерня ведущего и промежуточного валов, шестерни второй и третьей передач промежуточного и ведомого валов. Передачи включают перемещением шестерни первой передачи и синхронизатора, а задний ход включают перемещением блока, состоящего из двух шестерен, расположенных на отдельной оси. Механизм переключения размещен и а верхней крышке.
Рис. 117. Включение шестерен в коробке передач - автомобиля ГАЗ-53А на передачах
А — первой; 6 — второй, в — третьей; г — четвертой; д — заднего хода
Первая передача
(рис. 117, а) включается перемещением шестерни первой передачи ведомого вала назад; ее наружные зубья входят в зацепление с шестерней первой передачи промежуточного вала.
Вторая передача (рис. 117, б) включается перемещением шестерни первой передачи вперед; ее внутренние зубья входят в зацепление с торцовым венцом шестерни постоянного зацепления второй передачи, закрепляя ее на ведомом валу.
Шестерня ведущего вала, шестерни первой, второй и третьей передач, сидящие на ведомом валу, находятся в постоянном зацеплении с шестернями промежуточного вала и имеют косые зубья. Шестерня заднего хода — непостоянного зацепления, прямозубая.
На первой передаче (рис. 115, а) муфта синхронизатора, перемещаясь назад, своими внутренними зубьями находит на зубчатый венец шестерни первой передачи, фиксируя ее на ведомом валу. Крутящий момент передается с ведущего вала на шестерню промежуточного вала, с которой он находится в постоянном зацеплении, а с шестерни первой передачи промежуточного вала—на шестерню первой передачи ведомого вала. В передаче участвуют две пары шестерен; ведущие шестерни имеют меньший диаметр, а ведомые — больший. Передаточное число первой передачи будет наибольшим из всех передач переднего хода.
Рис. 115. Включение шестерен в коробке передач автомобиля ГАЗ 24 «Волга» на передачах: а — первой; б — второй; в— третьей; г — четвертой; д - заднего хода