Третья передача (рис. 117, в) включается перемещением муфты синхронизатора назад. Внутренние зубья муфты входят в зацепление с торцовым венцом шестерни постоянного зацепления третьей передачи, закрепляя ее на ведомом валу.
Четвертая передача (рис. 117, г) включается перемещением муфты синхронизатора вперед; ее зубья входят в зацепление с венцом ведущего вала, соединяя ведущий и ведомый валы. Промежуточный вал в передаче крутящего момента не участвует.
Задний ход (рис. 117, д) включается перемещением блока шестерен заднего хода на оси до ввода в зацепление их с шестернями первой передачи промежуточного и ведомого валов.
Пятиступенчатая коробка передач автомобиля ЗИЛ-130 (рис. 118) является трехходовой и имеет пять передач для движения вперед и одну для движения задним ходом. Коробка передач имеет два синхронизатора для включения второй и третьей четвертой и пятой передач.
Рис. 119. Включение шестерен в коробке передач автомобиля ЗИЛ-130 на передачах А — первой, Б — второй; в — третьей; г — четвертой, Д Тт пятой, Е — заднего хода
Шестерни ведущего, промежуточного и ведомого валов, кроме шестерен первой передачи, находятся в постоянном зацеплении и имеют косые зубья. На промежуточном валу все шестерни, кроме шестерни первой передачи, изготовлены отдельно и закреплены на нем шпонками. На ведомом валу шестерня первой передачи посажена на шлицах, а остальные шестерни могут вращаться на валу свободно. Сливное отверстие картера закрыто пробкой с магнитом для улавливания стальных и чугунных частиц, образующихся в результате износа. Сверху коробка передач закрыта крышкой, в которой размещен механизм переключения передач. Два боковых люка закрыты штампованными крышками.
Эти люки предусмотрены для установки дополнительных механизмов на специальных автомобилях.
Первая передача (рис. 119, а) включается перемещением шестерен первой передачи ведомого вала вперед.
Вторая передача (рис. 119, б) включается перемещением муфты синхронизатора второй и третьей передач назад. Внутренние зубья муфты входят в зацепление с венцом на шестерне второй передачи, закрепляя ее на ведомом валу
Третья передача (рис. 119, б) включается перемещением муфты синхронизатора вперед. Внутренние зубья муфты входят в зацепление с венцом на шестерне третьей передачи, закрепляя ее на ведомом валу.
Четвертая передача (рис. 119, г) включается перемещением, муфты синхронизатора четвертой и пятой передач назад. Зубья муфты через венец закрепляют шестерни четвертой передачи на ведомом валу.
Пятая передача (рис. 119, д) включается перемещением вперед этой же муфты синхронизатора. При этом наружные зубья муфты входят в зацепление с внутренними зубьями ведущего вала, соединяя его непосредственно с ведомым валом (прямая передача). Промежуточный вал в передаче крутящего момента не участвует.
Задний ход (рис. 119, ё) включается перемещением шестерни первой передачи по. шлицам ведомого вала назад до включения ее с шестерней блока заднего хода. Передача крутящего момента с промежуточного вала на ведомый будет происходить через дополнительную шестерню, вследствие чего ведомый вал будет вращаться в обратном направлении.
На некоторых автомобилях (ряд моделей Камского автомобильного завода) применяется делитель передач, устанавливаемый в качестве приставки к основной коробке передач. Делитель состоит из картера, ведущего вала, шестерни ведущего вала, шестерни промежуточного вала, промежуточного вала делителя, зубчатой муфты включения низшей передачи делителя и синхронизатора. Благодаря делителю количество передач можно удвоить и получить вместо пяти десять передач. Таким образом создается возможность более выгодного подбора передачи в зависимости от условий движения.
Безударное (бесшумное) включение передач возможно при условии предварительного уравнивания частот вращения включаемых в зацепление шестерен. Для этого служит синхронизатор.
Синхронизатор коробки передач автомобиля ГАЗ-24 «Волга» (рис. 120) состоит из ступицы с наружными зубьями, посаженной на шлицы ведомого вала муфты с внутренними зубьями, двух блокирующих колец с внутренней конической поверхностью и зубчатым наружным венцом и трех блокирующих сухарей, прижимаемых к муфте двумя пружинами. Шестерни постоянного зацепления ведомого вала со стороны синхронизатора имеют зубчатый венец и конические выступы. Вилка, переключающая передачи, входит в кольцевой паз на муфте. При включении передачи перемещается муфта, которая при помощи сухарей перемещает впереди себя блокирующее кольцо.
Коническая поверхность блокирующего кольца опирается и а конический выступ шестерни или ведущего вала, и благодаря возникшей
Между ними силе трения их частоты вращения уравниваются. При дальнейшем перемещении, муфты зубья бесшумно входят в зацепление с венцом включаемой шестерни.