На автомобиле ЗИЛ-130 применяют синхронизатор инерционного типа

На автомобиле ЗИЛ-130 применяют синхронизатор инерционного типа. На шестернях второй, третьей и четвертой передач и на ведущем валу выполнены боковые конические выступы с внутренними зу­бьями для включения.

Синхронизатор (рис. 121) состоит из муф­ты с двумя зубчатыми венцами, посаженными на шлицах ведомого ва­ла, двух блокирующих колец с внутренними конусами, трех пальцев и трех фиксирующих разрезных сухарей с пружинами. В муфте вы­полнено шесть отверстий, имеющих по бокам конусные выточки. Через три из них проходят пальцы, жестко соединяющие блокирующие коль­ца. В средней части пальцев сделаны выточки с конусными фасками. Через остальные три отверстия проходят разрезные сухари с конус­ными выточками посередине, внутри которых помещены пружины.

рис. 122. механизм переключения коробки передач автомобиля зил-130 148

Рис. 122. Механизм переключения коробки передач автомобиля ЗИЛ-130 148

При перемещении муфты синхронизатора блокирующие кольца, перемещаясь вместе с муфтой, подводятся до соприкосновения с ко­нусной поверхностью выступа включаемой шестерни. Вследствие раз­ности частот вращения муфты синхронизатора и включаемой шестер­ни происходит сдвиг блокирующего кольца по отношению к отверсти­ям диска, и пальцы, опираясь на конические отверстия муфты, будут препятствовать дальнейшему ее перемещению. Когда частоты враще­ния шестерни и блокирующего кольца уравняются, конические по­верхности выточек пальцев и отверстий муфты не будут препятствовать ее дальнейшему перемещению; разрезные сухари сходятся, пружины сжимаются, муфта перемещается и передача включается бесшумно.

Перемещение шестерен при включении и выключении передач в ко­робке осуществляется при помощи механизма переклю­чения. Механизм переключения коробки передач (рис. 122) состоит из рычага, ползунов, вилок переключения, фиксаторов, замков и предохранителя включения заднего хода. Рычаг переключения пере­дач установлен на крышке коробки передач. На автомобиле ГАЗ-24 «Волга» опора рычага вынесена на 100 мм за линию заднего торца ко­робки передач и наклонена в сторону водителя для удобства переклю­чения передач.

Рычаг имеет утолщение в виде шаровой головки, входящей в гнездо прилива крышки. От проворачивания рычаг удерживается фикса­тором. В сверлениях крышки размещены ползуны, на которых за­креплены вилки переключения и переводные головки с пазами. В пазы переводных головок входит нижний конец рычага. Вилки входят в выточки передвижных шестерен или муфт синхронизаторов. Для включения передачи перемещают верхний конец рычага в определен­ное положение; нижний конец рычага через переводную головку пе­ремещает ползун с вилкой и шестерней до включения нужной передачи. Для удержания шестерен коробки передач во включенном или ней­тральном положениях служат фиксаторы.

Фиксатор состоит из шарика с пружиной, расположенной в кана­ле, высверленном в крышке коробки передач. На ползуне имеются вы­емки, количество которых соответствует количеству включаемых дан­ным ползуном передач, и одна выемка для нейтрального положения. При включении передачи или при нейтральном положении шарик од действием пружины входит в выемку, фиксируя ползун в определенном положении. Чтобы переместить ползун при переключении, необходимо приложить усилие, достаточное для выталкивания шарика з выемки.

Во время переключения передачи нижний конец рычага может уста­новиться на стыке двух переводных головок, перемещать одновремен­но два ползуна и, следовательно, включать две передачи. Так как ве­домый вал не может вращаться с двумя различными частотами, то могут поломаться зубья шестерен. Чтобы не допустить одновременного вклю­чения двух передач, применяют замки. Замок сделан в виде шариков или стержней, размещенных в горизонтальном канале между ползу­нами. В ползунах выполнены выемки против канала замков при их расположении соответственно нейтральному положению. Длина стержня замка или сумма диаметров двух шариков равны расстоянию между ползунами плюс одна выемка. Переместить один из ползунов невозможно, пока часть шарика или конец стержня не войдет в выем­ку соседнего ползуна и не застопорит его.

Для предотвращения от включения заднего хода при движении вперед применяют предохранитель, который состоит из плунжера с пружиной, размещенных в переводной головке. Включение заднего хода возможно только при несколько большем усилии, прилагаемом к рычагу переключения.

Переключение передач делителя осуществляется пневмомеханиче­ской системой. Переключатель установлен в рукоятке рычага пере­ключения передач. Включение производится пневмосистемой при нажатии на педаль сцепления.

Раздаточная коробка. На автомобилях, имеющих несколько веду­щих мостов, устанавливается раздаточная коробка, представляющая собой механизм трансмиссии автомобиля, распределяющий крутящий момент между ведущими мостами. В раздаточной коробке имеется так­же устройство для включения и выключения переднего ведущего мо­ста и понижающая передача для увеличения крутящего момента на ведущих колесах.

Раздаточная коробка установлена обычно за коробкой передач и соединена с ней карданным валом.


create a website http://www.SaitVizitka123.ru