Для контроля за работой системы смазки и охлаждения двигателя, заряда аккумуляторной батареи, наличия топлива в баке применяют контрольно-измерительные приборы, к которым относятся:
амперметр, указатели температуры охлаждающей жидкости, давления масла, уровня топлива в баке и аварийные сигнализаторы температуры охлаждающей жидкости и давления масла.
Амперметр (рис. 89) предназначен для контроля за зарядом аккумуляторной батареи. Иногда для этой цели применяют контрольную лампу. Амперметр показывает величину зарядного и разрядного тока в амперах и включается в цепь последовательно. Состоит амперметр из следующих основных частей: корпуса, латунной шины, контактных винтов, постоянного магнита, якоря с осью, стрелки и шкалы. Стрелка закреплена на оси вместе с якорем.
Когда ток по латунной шине не проходит, якорь располагается вдоль постоянного магнита и удерживает стрелку у нулевого деления шкалы. При прохождении электрического тока по латунной шине якорь стремится установиться вдоль созданных вокруг шины магнитных силовых линий поворачиваясь на определенный угол вместе со стрелкой.
Величина и направление угла поворота якоря со стрелкой зависит от силы и направления тока в шине. Отклонение стрелки к знаку «-» показывает заряд батареи, а к знаку «—» — разряд.
На автомобилях, где заряд и разряд аккумуляторной батареи контролируют лампой, установленной на щитке приборов, ее включают в цепь реле обратного тока так, итого при разомкнутых контактах реле (заряда нет) лампа горит, а при замкнутых (заряд) — лампа гаснет.
Амперметр не включен в цепь стартера и звукового | сигнала, так как ток, потребляемый этими приборами, имеет большую величину, и а которую он не рассчитай.
Указатель температуры охлаждающей жидкости (рис.90) предназначен для контроля температуры охлаждающей жидкости в рубашке охлаждения. Указатель температуры состоит из датчика, укрепленного в головке цилиндров, и самого указателя, который расположен наборов.
Датчик указателя температуры, собранный в металлическом корпусе, представляет собой термистер полупроводниковую шайбу, сопротивление которой меняется в зависимости от изменения температуры
Электромагнитный указатель температуры охлаждающей жидкости состоит из корпуса с экраном, предотвращающим влияние посторонних магнитных полей, трех катушек, одна из которых включена последовательно тер ми стер у, а две другие через резистор соединены с «массой», подвижного постоянного магнита со стрелкой, укрепленной подвижно на оси, резистора и неподвижного постоянного магнита для установки стрелки и а нулевое деление шкалы.
Сопротивление двух катушек, соединенных с «массой», практически не изменяется. При протекании тока по катушкам создается результирующее магнитное поле. Подвижной постоянный магнит со стрелкой, взаимодействуя с магнитным полем катушек, устанавливается в положение, зависящее от направления этого поля. Направление результирующего магнитного поля зависит от изменения отношения токов в катушках, определяющегося величиной сопротивления датчика, т. е. от температуры жидкости в рубашке охлаждения
Кроме указателей температуры, на изучаемых автомобилях устанавливают аварийные сигнализаторы, предупреждающие водителей о недопустимом повышении температуры жидкости в системе охлаждения.
Аварийный сигнализатор состоит из датчика, устанавливаемого в верхнем бачке радиатора, и сигнальной лампы на щитке приборов (рис. 91). Датчик состоит из корпуса с латунной гильзой, в которой размещен неподвижный контакт, соединенный с «массой», и подвижный контакт, закрепленный на упругой биметаллической пластине, изолированной от «массы» и соединенной с зажимом снаружи корпуса.