Карданная передача автомобиля ЗИЛ 130

Основными частями раздаточной коробки автомобиля ГАЗ-66 яв­ляются (рис. 123) картер, ведущий вал, промежуточный вал, ведомый вал и вал привода переднего моста. На ведущем валу на шлицах уста­новлена шестерня прямой и понижающей передач.

На промежуточном валу жестко закреплена шестерня понижающей передачи и на шлицах установлена передвижная шестерня включения переднего моста. На валу привода переднего моста на шлицах непо­движно закреплена шестерня. Передний мост включается перемещением передвижной шестерни промежуточного вала назад. При прямой пере­даче шестерня ведущего вала по шлицам перемешается назад и ее зубья входят в зацепление с внутренними зубьями шестерни ведомого вала. Включение понижающей передачи производится перемещением шестерни ведущего вала вперед, и ее зубья входят в зацепление с ше­стерней промежуточного вала.

Механизм переключения передач размешен на боковой крышке и состоит из двух ползунов и вилок, которые приводятся в действие от двух дополнительных рычагов в кабине водителя. Перед включением понижающей передачи необходимо включить передний мост, иначе передача не включится. Передний мост может быть включен без по­нижающей передачи.

Карданная передача. В трансмиссии автомобиля имеются механиз­мы, оси валов которых изменяют свое положение во время толчков при движении или при изменении нагрузки.

Для передачи крутящего момента от коробки передач к ведущему мосту под изменяющимся углом служит карданная передача.

К карданной передаче (рис. 124) относятся валы, шлицев а я втул­ка, карданные шарниры и промежуточная опора с подшипником.

рис. 123. раздаточная коробка автомобиля газ-66

Рис. 123. Раздаточная коробка автомобиля ГАЗ-66

рис. 124. карданная передача автомобиля зил 130

Рис. 124. Карданная передача автомобиля ЗИЛ 130

 

Валы карданной передачи изготовлены из тонкостенных стальных труб. На концах к трубе приварены вилки карданных шарниров ли­бо вилка и шлицевая втулка (или шлицевой наконечник). Благодаря наличию скользящей втулки карданный вал может удлиняться и уко­рачиваться. Для уменьшения вибрации желательно, чтобы длина кар­данного вала была небольшой, для этого на автомобилях применяют промежуточный карданный вал, который одним концом присоединен к ведомому валу коробки передач, а другим — к основному кардан­ному валу. Закреплен промежуточный вал на промежуточной опоре с подшипником, состоящей из кронштейна, резиновой подушки и ша­рикового подшипника.

Карданные шарниры, применяемые на автомобиле, бывают двух типов — жесткий с крестовиной и равных угловых скоростей (рис. 125).

Карданные шарниры состоят из двух вилок, кресто­вины и игольчатых подшипников. Шипы крестовины входят в отвер­стия вилок. Между шипами и стенками отверстий установлены иголь­чатые подшипники. Подшипник состоит из стального стакана и на­бора тонких игл (роликов). Чтобы из подшипников не вытекала смаз­ка, устанавливают сальники. Подшипники закреплены в отверстиях вилки при помощи крышек с винтами или замочными кольцами. Не­достатком жесткого карданного шарнира с крестовиной является не­равномерность вращения и сравнительно небольшой угол (до 24°), при котором можно передавать крутящий момент.

 Главная передача увеличивает крутящий момент и передает его от карданного вала к полуосям под прямым углом. Главная передача может быть одинарной, состоящей из одной пары шестерен, и двойной, состоящей из двух пар шестерен. Передаточные числа главных пере­дач автомобилей следующие: ЗИЛ-130 —6.45; ГАЗ-53А — 6,83; ГАЗ-24 «Волга» — 4,10. Главная передача размещена в картере ведущего моста.

На автомобиле ГА3-53 А установлена одинарная главная передача (рис. 126), состоящая из ведущей — малой конической шестерни, вы­полненной вместе с валом, и ведомой — большой комической шестер­ни. Для достижения бесшумной и плавной работы применяют шестер­ни со спиральными зубьями.

Вал малой конической шестерни установлен в двух конических 1и одном цилиндрическом подшипниках.

Большая коническая шестерня закреплена на коробке дифферен­циала и вместе с ней установлена в двух конических подшипниках в картере заднего моста.

рис. 126. главная передача автомобиля газ-53а

Рис. 126. Главная передача автомобиля ГАЗ-53А

Для снижения центра тяжести, а следовательно, повышения устой­чивости автомобиля необходимо карданный вал и ведущую шестерню главной передачи разместить ниже.


create a website http://www.SaitVizitka123.ru