Основными частями раздаточной коробки автомобиля ГАЗ-66 являются (рис. 123) картер, ведущий вал, промежуточный вал, ведомый вал и вал привода переднего моста. На ведущем валу на шлицах установлена шестерня прямой и понижающей передач.
На промежуточном валу жестко закреплена шестерня понижающей передачи и на шлицах установлена передвижная шестерня включения переднего моста. На валу привода переднего моста на шлицах неподвижно закреплена шестерня. Передний мост включается перемещением передвижной шестерни промежуточного вала назад. При прямой передаче шестерня ведущего вала по шлицам перемешается назад и ее зубья входят в зацепление с внутренними зубьями шестерни ведомого вала. Включение понижающей передачи производится перемещением шестерни ведущего вала вперед, и ее зубья входят в зацепление с шестерней промежуточного вала.
Механизм переключения передач размешен на боковой крышке и состоит из двух ползунов и вилок, которые приводятся в действие от двух дополнительных рычагов в кабине водителя. Перед включением понижающей передачи необходимо включить передний мост, иначе передача не включится. Передний мост может быть включен без понижающей передачи.
Карданная передача. В трансмиссии автомобиля имеются механизмы, оси валов которых изменяют свое положение во время толчков при движении или при изменении нагрузки.
Для передачи крутящего момента от коробки передач к ведущему мосту под изменяющимся углом служит карданная передача.
К карданной передаче (рис. 124) относятся валы, шлицев а я втулка, карданные шарниры и промежуточная опора с подшипником.
Рис. 123. Раздаточная коробка автомобиля ГАЗ-66
Рис. 124. Карданная передача автомобиля ЗИЛ 130
Валы карданной передачи изготовлены из тонкостенных стальных труб. На концах к трубе приварены вилки карданных шарниров либо вилка и шлицевая втулка (или шлицевой наконечник). Благодаря наличию скользящей втулки карданный вал может удлиняться и укорачиваться. Для уменьшения вибрации желательно, чтобы длина карданного вала была небольшой, для этого на автомобилях применяют промежуточный карданный вал, который одним концом присоединен к ведомому валу коробки передач, а другим — к основному карданному валу. Закреплен промежуточный вал на промежуточной опоре с подшипником, состоящей из кронштейна, резиновой подушки и шарикового подшипника.
Карданные шарниры, применяемые на автомобиле, бывают двух типов — жесткий с крестовиной и равных угловых скоростей (рис. 125).
Карданные шарниры состоят из двух вилок, крестовины и игольчатых подшипников. Шипы крестовины входят в отверстия вилок. Между шипами и стенками отверстий установлены игольчатые подшипники. Подшипник состоит из стального стакана и набора тонких игл (роликов). Чтобы из подшипников не вытекала смазка, устанавливают сальники. Подшипники закреплены в отверстиях вилки при помощи крышек с винтами или замочными кольцами. Недостатком жесткого карданного шарнира с крестовиной является неравномерность вращения и сравнительно небольшой угол (до 24°), при котором можно передавать крутящий момент.
Главная передача увеличивает крутящий момент и передает его от карданного вала к полуосям под прямым углом. Главная передача может быть одинарной, состоящей из одной пары шестерен, и двойной, состоящей из двух пар шестерен. Передаточные числа главных передач автомобилей следующие: ЗИЛ-130 —6.45; ГАЗ-53А — 6,83; ГАЗ-24 «Волга» — 4,10. Главная передача размещена в картере ведущего моста.
На автомобиле ГА3-53 А установлена одинарная главная передача (рис. 126), состоящая из ведущей — малой конической шестерни, выполненной вместе с валом, и ведомой — большой комической шестерни. Для достижения бесшумной и плавной работы применяют шестерни со спиральными зубьями.
Вал малой конической шестерни установлен в двух конических 1и одном цилиндрическом подшипниках.
Большая коническая шестерня закреплена на коробке дифференциала и вместе с ней установлена в двух конических подшипниках в картере заднего моста.
Рис. 126. Главная передача автомобиля ГАЗ-53А
Для снижения центра тяжести, а следовательно, повышения устойчивости автомобиля необходимо карданный вал и ведущую шестерню главной передачи разместить ниже.